Август Манц
ЗРЕЛОСТЬ
Первозданное творение и вторичное творение возникли — они произошли из первоисточника Света, из вечно меняющейся и преобразующей силы. В духовном царстве первосотворённые приступили к своей деятельности в истинном поклонении Богу. Происходящее из непосредственного излучения божественного Света, духовное царство во всех его формах проявления наиболее близко подступает к божественному совершенству, хоть и не способно достичь его самого. А потому первосотворённые, по причине свойства их происхождения, уже при их создании обладают наивысшим возможным совершенством. Так что в их случае о развитии и созревании не может быть речи. Они — созданные Самим Богом совершенные чистые духи. Они — идеалы отдельных созидательных сил, самое высшее и совершенное, что может нести в себе дальнейшее развитие из духовно-сущностного. *(«Мировые свершения») Они совершенны от начала и вечно остаются такими же, поскольку, как естественное следствие их совершенства, они не подвержены никаким переменам и изменениям.
Из желания и излучения этих совершенных первосотворённых возникло вторичное творение, начиная с царства бессознательного духовно-сущностного вниз вплоть до грубо-вещественной сферы. Но мы знаем, что с возрастанием отдалённости от совершенного божественного первоисточника в ходе естественных свершений изначальное совершенство убывает и закономерно должно убывать. Возникшее из излучения первосотворённых уже не могло иметь такого же совершенства, как они сами.
Но мы также знаем, что во всём вторичном творении действует закон развития, и знаем, что этот закон, требующий созревания до определённого мерой совершенства, должен всегда вновь оказывать воздействие во всех сферах сообразно Божьей воле. Следовательно, в каждой сфере всё должно быть устремлено в направлении Света, если это правильно вибрирует в Божьих законах, должно раскрываться и созревать в направлении Света до совершенства, сообразное удалённости конкретной сферы. Степень совершенства определяется свойством отдельной сферы — но эта степень должна быть достигнута во всём, в ином случае эта сфера и всё, что в ней странствует, не исполнит своей желаемой Богом задачи.
Этот закон развития, естественно, применим и к ростку человеческого духа на всех участках его странствия. Мы знаем цель этого развития из Послания — мы знаем и ведущий к ней путь.
Цель: росток человеческого духа, бессознательно исходящий из духовного царства, имеет в себе дремлющие добрые, чистые и благородные способности, заложенные в нём излучением совершенных первосотворённых. И ему надлежит развить их вплоть до совершенства, по возможности ближе подступающего к совершенству чисто-духовного. Конечно, он должен оставаться в пределах вторично-сотворённого; он никогда не сможет полностью достичь духовного совершенства первосотворённых, которые ведь, в свою очередь, опять же приближаются к божественному совершенству; но он всё же может приблизиться к нему настолько, что тем самым достигнет своей богоугодной цели — сможет войти в духовное царство как личность, став сознательным и полностью созревшим.
Путь достижения этого совершенства, однако, обусловлен закономерным развитием, раскрытием и созреванием способностей, соответствующих свойствам той отдельной сферы, в которой как раз странствует росток человеческого духа. И только с достижением наибольшей возможной степени зрелости в данной сфере он создаёт основу для того, чтобы при дальнейшем созревании иметь возможность перешагнуть в следующую, более высокую сферу.
Таким образом, созревание в каждой сфере отличается; это созревание, которое, рассматривая в направлении Света, предъявляет человеческому духу всё более высокие требования, которые он, однако, должен исполнить, если хочет стремиться выше, хочет исполнить свою задачу в творении и достичь своей конечной цели. —
Давайте рассмотрим сегодня, что нам понимать под зрелостью, которой должен достичь человек в грубо-вещественной сфере.
В различных рассуждениях мы уже затрагивали закон гармонии, который как первозданный закон творения представляет собой божественное требование, исполнение которого только и делает возможным правильное, ведущее к Свету развитие.
Железный Божий закон требует гармонии во всём — и во всех сферах. Следовательно, и в грубой вещественности. Но гармония достижима и может быть достигнута только благодаря должному уравновешиванию. В духовном царстве творческие силы безусловно гармонично уравновешивают друг друга — безусловно правильное, желаемое Богом равновесие различных воздействий божественной силы всегда и вечно должно приводить к полной гармонии во всём. Там вовсе невозможно иначе.
В грубой вещественности на Земле также должна была бы возникнуть отвечающая её роду гармония, если бы люди своим правильным желанием в правильном смысле уравновешивали действующие здесь силы — в себе и в своём окружении.
По своей вине люди сделали невозможным это уравновешивающее взаимодействие и сотрудничество всех сил в единой гармоничной деятельности — из-за своего ложного желания, — однако божественное требование гармоничного уравновешивания осталось. И только тот человек, который его исполняет, может взойти в высшую сферу.
Поэтому мы знаем, что предназначение человека в вещественности состоит в том, чтобы намеренно и осознанно во всём вызывать это гармоничное равновесие. Человек должен был и мог правильным уравновешиванием соединить в гармоничное воздействие все виды движения и силы, действующие в вещественности в различных формах проявления. Но человек использовал эти силы только односторонне. И таким образом возникла дисгармония во всей вещественности, в отдельных людях, в отношениях людей между собой, а вместе с тем среди людей в общем. Развитие вплоть до зрелости стало невозможным.
Итак, зрелость предполагает гармоничное равновесие.
В своём странствии сквозь грубую вещественность росток человеческого духа облекается в земное тело. А потому уже первым условием правильного развития становится уравновешивание между развитием тела и духа, что вызывает гармонию. Ни один человек не может созреть, если он односторонне развивает лишь тело. Но не может созреть и тот, кто развивает лишь дух за счёт тела. Мускулистого человека и спортивного героя можно назвать зрелым не больше, чем духовного акробата и аскета. Более того, гармония между телом и духом — это первое условие развития человека, должное приводить к зрелости. Где царит дисгармония, там зрелость вообще невозможна. Земной человек должен беречь своё тело как вверенное ему достояние и всегда искать здоровую гармонию между телом и духом — иначе для человека возникает безусловная и радикальная преграда в осуществлении его задачи на Земле. Ведь тогда он утрачивает полноту силы духа в плане его воздействия в вещественности, ибо ему в любом случае потребуется сила земного тела, не порабощённого, но гармонизирующего с духом.
Поэтому должная гармония между телом и духом — это уже определённая степень зрелости, но это ещё лишь первая предпосылка правильного развития человека вплоть до зрелости. Ибо затем дух, имеющий решающее значение для духовного восхождения благодаря своему желанию, должен быть гармонично уравновешен в себе, во всём своём мышлении и образе действий. И только там, где человек достигает этого равновесия, можно говорить о подлинной зрелости.
Сын Человеческий требует уравновешенных людей для грядущего царства мира и Света. «Религиозные фанатики и беспочвенные мечтатели пусть держатся подальше от моего Послания», — уже написано во вводном слове к Посланию Грааля.
Человек должен стремиться к достижению духовного равновесия и внутренней гармонии во всём. Во всём мы должны стремиться найти правильную меру, срединный путь, который одинаково далёк от крайностей «слишком много» и «слишком мало».
Это требование духовной гармонии многогранно и многообразно, ибо оно охватывает всё мышление и образ действий человека, всё его духовное бытие.
Поэтому духовная зрелость должна основываться на гармоничном равновесии между телом и духом; она должна включать в себя равновесие всех качеств характера и нрава.
Постоянно много говорится о темпераментах людей. Возбудимый, переменчивый сангвиник, взволнованный, склонный к гневу холерик, медлительный флегматик и спокойный, глубокий меланхолик — так можно различить четыре основных характерных типа человеческого темперамента. И каждый отдельный видит оправдание своему поведению именно в этой характерной предрасположенности. Однако все они односторонни и далеки от уравновешенной зрелости.
Из того, что Сын Человеческий открыл нам о темпераментах *(доклад Абдрушина «Темперамент»), мы знаем, что в здоровой крови человека закреплены все темпераменты, что темпераменты, однако, меняются с изменением возраста в течение жизни, то есть что в каждом возрасте у отдельного человека преобладает один характерный род, в соответствии с конкретным составом крови. И мы также знаем, что темпераменты обусловлены сущностной деятельностью: они порождаются излучениями определённого рода вещественности, как только она оживает, полностью проникнутая сущностным.
Но дух должен господствовать над возникшими таким образом темпераментами. Только из правильного уравновешивания сущностных темпераментов, вызванного этим влиянием духа, может возникнуть гармоничное духовное созревание, духовная зрелость.
Это уравновешивание посредством влияния духа каждый отдельный человек должен обеспечивать в течение всего его земного развития, прежде всего уже правильным использованием всех четырёх темпераментов в необходимое для них время: в детском возрасте преобладает сангвинический темперамент беззаботности, в юности и девичестве — меланхолический, исполненный тоски и мечтательности, в зрелом возрасте — холерический темперамент действия, а в пожилом возрасте — флегматический, исполненный спокойного размышления.
Однако это преобладание определённого характерного типа, налагающего основной отпечаток на соответствующий возраст, не должно приводить к односторонности в жизненной деятельности. Скорее, оно лишь указывает на главное направление конкретного характерного типа, который естественным образом соответствует данному возрасту. Поэтому было бы так же ложно, если бы юноша погрузился в бездеятельную мечтательность, как и мужчина, совершающий свои поступки с холерической необдуманностью, или старик, если бы он довёл свою испытующую и созерцательную флегму до отупляющей неподвижности. «Величайший яд, препятствующий гармоничному исполнению вашей человечности, — это односторонность!» — так нам определённо сообщается в другом месте Послания. *(Доклад Абдрушина «Движение» — закон творения») Следовательно, одностороннее поведение также делает здесь зрелость невозможной.
Напротив, полностью ответственный человек также и в различных возрастах в течение жизни должен правильно уравновешивать в себе все темпераменты в своём мышлении, речи и образе действий, если он хочет духовно созреть. При этом темперамент, соответствующий конкретному возрасту, должен в некоторой степени образовывать лейтмотив.
Лишь тот, кто в уравновешивающей и учитывающей духовную цель зрелости правильно приспосабливает своё поведение к отдельным проявлениям земного бытия, кто действует и поступает стремительно и холерически там, где требуется скорость, кто спокойно ожидает и флегматично позволяет событиям развиваться там, где была бы неуместна чрезмерная поспешность, кто позволяет силе молчания действовать меланхолично, тихо и глубоко, кто сангвинически и оживлённо осмысляет все возможности, чтобы вынести правильное решение, — одним словом, тот, кто уравновешивает в себе темпераменты, только такой создаёт тем самым основу для зрелости. Ведь он использует хорошие, благотворные, позитивные стороны темпераментов, но не их негативную, препятствующую духовному развитию односторонность.
Тот же, кто безудержно предаётся одному темпераменту, позволяет ему господствовать над собой, вовсе не способен духовно созреть. Вследствие такой односторонности он сам лишает себя любой возможности для этого». —
Рамки этого рассмотрения слишком узки, чтобы даже лишь в некоторой степени исчерпать вопрос зрелости на Земле. Поэтому следует ещё выделить лишь несколько моментов, проливающих свет на понятие «духовная зрелость» на основе познания, полученного из Послания.
Зрелый человек полон добра. Он исполнен не сочувствия, привязанного к земле, а духовного милосердия. Он стремится понять своего ближнего и его поведение, которое может казаться совершенно превратным, — он не проклинает его, но хочет помочь ему духовно. Ведь он знает слова Иисуса: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», и знает их так, как Сын Человеческий истолковал их для нас. Он знает, что истинная любовь — это по большей части строгость. Но строгость, которая стремится помочь в поддерживающей любви, а не в проклятии. Ведь и здесь баланс между распознанием ошибок ближнего и должным оказанием помощи в первую очередь означает полную гармонию — а значит, и зрелость.
Зрелый человек далёк от всякого земного эгоизма и любого привязанного к земле тщеславия, далёк от любого честолюбия. Во всём он имеет в виду лишь стремление к духовному подъёму и развитию своего собственного «Я», развитию «ты» ближнего, а значит, и всех людей в целом. И потому он во всём ищет и находит правильный баланс интересов и стремлений. Всё его мышление и образ действий направлены на духовную конечную цель всех людей — и все свои решения он выносит лишь с точки зрения того, как лучше и легче всего достичь этой цели.
И всё же при этом он правильно и в радостной действенности стоит среди земного бытия. Отчуждённость от мира столь же далека от него, как и привязанность к земле. Ибо он знает, что должен использовать грубую вещественность для своего духовного восхождения вследствие переживания, и знает, что не вправе оставаться привязанным к ней.
Духовно зрелый человек подступает ко всем проявлениям земной жизни со спокойной уверенностью. Ведь он распознаёт и проницает все взаимосвязи. И у него есть доверие, что его ощущение даёт ему во всём верный совет. Таким образом, он стоит над обстоятельствами в самоочевидном превосходстве и понимает, как справиться с жизнью и всеми её формами проявления, исходя из своего духовного превосходства.
Свободный в себе и духовно независимый, он независим и от всего иного — от людей и условий — и стоит в жизни как скала, которую омывает и которой грозит прибой земного бытия, но от которой не отколется ни один камень, поскольку он полностью утверждён в себе.
Такие люди нужны Сыну Человеческому для предстоящего строительства. И поэтому мы все стремимся проверить себя, достигли ли мы уже этой зрелости. Или же нам по-прежнему недостаёт того или иного, чтобы считаться полноценными и благородными людьми, созревшими вплоть до полной гармонии в себе и гармонии с окружающим миром.
Аминь.