Август Манц
БЛАЖЕННЫ ПРОСТОДУШНЫЕ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ
Сегодня мы хотим рассмотреть едва ли постижимое по глубине мысли слово Иисуса, каким бы простым оно ни казалось на первый взгляд; за этим незатейливым словом кроется непредвиденное значение для познания и развития человеческого духа.
Оно дошло до нас во множестве различных форм — в тексте Библии и в традиции, передающейся из уст в уста. Но основная мысль всегда одна и та же; звучит ли это слово, как в Нагорной проповеди в изложении апостола Матфея: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Или, как это часто читают: «Блаженны нищие в духе». Либо, как чаще всего говорится в устной традиции: «Блаженны простодушные, ибо их есть Царство Небесное».
Единый дух, божественная истина, отвечающая одному и тому же смыслу, сияет навстречу нам из всех различных интерпретаций, их внутренний, фундаментальный смысл одинаков, даже если дословный текст звучит по-разному.
Давайте же сначала рассмотрим, что сделало рассудочно-смышлёное человечество из этой божественной истины, которая могла и должна была привести его к более глубокому познанию, если бы он не стал толковать и перетолковывать её, подступаясь с помощью одного лишь рассудка. А затем мы попробуем, направляясь и руководствуясь светом Послания Грааля, найти правильное толкование, которое будет в сиянии выступать из тёмного подземелья человеческих заблуждений.
Ибо с его самым распространённым толкованием человечество сбилось с пути. Мнящие себя духовно вышестоящими с жалостью хотят видеть в нём утешение, которое Господь сулит тем людям, которые, согласно их самонадеянному мерилу, бедны пониманием. Способности которых недостаточны для приобретения обширных земных знаний, земная сообразительность которых, возможно, действительно мала. А также тем людям, которые далеки от сложного мышления, рассудочных заключений и научных исследований, которые не подходят ко всему с острой как бритва критикой, расчленяя и разрывая, пока даже ядро не превратится в ничто. Одним словом, имеются в виду простодушные, которых рассудочно-сообразительные называют глупыми. Во всех этих представлениях отчётливо показывает себя деятельность инструмента Люцифера — всегда вводящего в заблуждение человеческого рассудка. Здесь ясно выражается всё высокомерие и вся заносчивость князя тьмы и его угодливых слуг, насмешливо превозносящихся надо всем.
Деятельность порождающего рассудок привязанного к пространству и времени человеческого мозга принимается за единственно верную основу для любого суждения о людях и вещах, а всякий не отвечающий этому стандарту презрительно характеризуется как простодушный и глупый человек, которому милостиво даётся утешение, чтобы он мог чувствовать себя счастливым в своей глупости и таким образом уже найти рай на Земле или, по крайней мере, в потустороннем! Каким малым и жалким эти люди представляют себе Бога и Его Послание! Только потому, что они всегда подходят к любому Посланию из Света со своим рассудочным-я и извлекают то, что лежит для него ближе всего.
Однако в своём ослеплении рассудочно-смышлёные идут ещё дальше. Из своего так называемого духовного превосходства они выводят право использовать простодушных, достигать за их счёт любого рода преимуществ. И конструируют себе отговорки и извинения, гласящие, что Бог ведь вознаграждает бедных рассудком людей, так что они могут наслаждаться счастьем и блаженством, которое остаётся недостижимым для умных. Они, конечно, могут быть правы в том, что они не достигнут Царства Небесного, но совсем по другим причинам, нежели они сами полагают в своей милостивой снисходительности к божественным истинам. Ибо не их предполагаемое ясное и лучше во всё проникающее суждение, не их критическая проницательность, не их проблематичные натуры и всегда сомневающееся раздвоение их рассудка не позволяют им причаститься блаженства и Царства Небесного для простодушных, но их извращённое отношение ко всем высшим явлениям и вопросам, о чём я скажу более подробно в ходе сегодняшнего рассмотрения.
И так чрезмерно смышлёное человечество постигло и истолковало Слово Иисуса столь поверхностно и столь по-земному, как это только было возможно, добившись запутанности в фактических понятиях, распутать которую мог только сам Посланник Бога — как это сделал Сын Человеческий в Послании Грааля. Он показал нам, как это Слово о простодушных и нищих в духе должно быть понято и истолковано, чтобы это отвечало божественной истине.
Уже в первом докладе в Свете Истины «Что ищете вы?» Сын Человеческий срывает ложную, вводящую в заблуждение личину с лица орудия Люцифера — рассудка, тем самым одновременно открывая, что в действительности следует понимать под простодушием в этом Слове Божьем.
Ведь чрезмерно смышлёные люди совершенно упустили из виду, что для распознания духовного, основы всякого познания, требуется не рассудок, но ощущение. А потому их переоценка рассудка и всех приобретённых им сведений и понимания совершенно ложна, а значит, необоснованно и неоправданно и их пренебрежительное отношение к тем, кто не является рассудочно-смышлёным, кто простодушен и во всём руководствуется только своими ощущениями, не погребёнными рассудочным обучением.
Ведь сами слова Послания так настоятельно возвещают об этом:
«Услышьте, отчаивающиеся! Посмотрите ввысь, серьёзно ищущие: путь к высшему расстилается перед каждым человеком! Учёность не является вратами к нему!
Разве Иисус Христос, этот великий пример на истинном пути к Свету, выбрал своих учеников среди учёных фарисеев? Среди исследователей Писания? Он взял их из простых и бесхитростных, потому что им не нужно было бороться с тем великим заблуждением, что путь к Свету кропотлив в изучении и должен быть тяжёлым.
Эта мысль является величайшим врагом человека, это — ложь!»
«Что такое знание вообще? Знание — это то, что способен постичь мозг. Но как узко ограничена возможность постижения мозга, который остаётся прочно привязанным к пространству и времени. Вечность и сознание бесконечности человеческий мозг уже не может охватить. Как раз то, что неразрывно связано с Божеством. Однако мозг замирает перед той непостижимой силой, которая пронизывает всё бытие, и из которой сам он черпает свою деятельность. Перед той силой, которую ежедневно, ежечасно, каждое мгновение все ощущают как нечто самоочевидное, которую и наука всегда признавала как существующую и которую люди всё же безуспешно стремятся охватить и постичь с помощью мозга, то есть знания и рассудка.
Насколько же недостаточна деятельность мозга, краеугольного камня и инструмента науки, и это ограничение, естественно, тянется и через те деяния, которые он возводит, то есть через все науки. Поэтому наука вполне хороша в преемственности, для лучшего понимания, разделения и классификации всего того, что она принимает в готовом виде от предшествующей творческой силы, но она должна безусловно отказать, если захочет возвести себя до руководства или критика, если она как и прежде столь крепко привязана к рассудку, то есть способности мозга к постижению.
По этой причине учёность, как и человечество, которое на неё ориентируется, всегда будет зависеть от частностей, тогда как всякий человек несёт в себе как дар великое непостижимое целое и вполне способен без кропотливого изучения достичь благороднейшего и высшего!»
«Поэтому прочь эти ненужные мучения духовного рабства! Великий Учитель не зря взывает к нам: «Станьте как дети!».
Этими словами Сын Человеческий равным образом объясняет нам и глубокое Слово Божье: «Блаженны простодушные, ибо их есть Царство Небесное».
Итак, здесь провозглашается основополагающая истина для всякого высшего познания, а значит, и основа для духовного восхождения вообще. Оно не есть и не должно быть утешением для тех, кем, как кажется, пренебрегла судьба, для неодарённых глупых людей, как это истолковало человечество. Нет, здесь нам показан путь, и даже единственный путь, по которому можно прийти к познанию и достичь цели духовного восхождения, Царства Небесного.
Если вы простодушны, то есть если вы освободились от извилистых путей заблуждения, по которым вас стремится провести ваш земной рассудок, от всякого сложного, хитроумного и изощрённого мышления, если вы подходите к истине просто и незамысловато, то вы и найдёте её. А вместе с тем вы сможете начать ваше духовное восхождение, которое в конечном итоге приведёт вас в духовное царство, в Царство Небесное, причастными к которому вы станете согласно божественной воле. Это должны говорить слова Иисуса, если мы хотим правильно их толковать.
Следовательно, это прямо противоположно тому, как их толкует человечество. Простодушные, простые и незатейливые люди, даже если они вовсе лишены научного образования, даже если они, быть может, глупы и не искусны во многих земных вопросах, которые, однако, руководствуются своими ощущениями и подходят к духовным вопросам с твёрдым желанием добра, которое они несут в себе, — они будут благословлены — но не в утешение и не в качестве компенсации за земное неблагополучие. Зачем им утешение? Ведь как раз они — избранные; здесь, по сию сторону, и в потустороннем, способные должным образом исполнить цель здесь-бытия и взойти к Свету.
Гораздо скорее утешение нужно рассудочно-смышлёным, семикратно умным, которые со всей их мудростью и смышлёным превосходством шатаются во тьме и никогда не смогут достичь познания своими средствами, тем самым исключая для себя возможность духовного восхождения. Их высокопревозносимый рассудок не может привести их к духовному познанию. И именно это обстоятельно объяснил нам Сын Человеческий.
Рассудок вовсе лишён всех предварительных условий для этого: их выполняет только незамысловатая простота, способность слушать внутренний голос, ощущение, но не заниматься кропотливыми размышлениями и исследованиями. Ибо через ощущение вне пространства и времени, приходящее из духовного, человек соприкасается с тонко-вещественным и чисто-духовным миром, а значит, и со всеми возможностями познания, которые ему никогда не сможет предоставить рассудок. Более того, рассудок как властелин, которому добровольно подчиняется человек, приковывает его к грубо-вещественному, сужает горизонт и возможности постижения мнящего себя столь умным и мудрым, кто в действительности более ограничен, чем простодушный. Ибо он ограничен барьерами, барьерами пространства и времени, барьерами грубой-вещественности и материализма. Простодушный же человек ощущения неограничен; его распознание ведёт его в не ограниченную барьерами вечность.
Таким образом, человек рассудка всегда остаётся привязанным к земле. Связь с тонко-вещественным и духовным оказывается прервана, вокруг него воздвигается стена, не позволяющая ему распознать Бога, и таким образом он оказывается исключён из Царства Небесного, которое достаётся простодушным как естественная, желаемая Богом награда.
Поэтому жалость и насмешки, которые смышлёные испытывают к простодушным, совершенно необоснованны. Если бы они достигли должного познания, им скорее пришлось бы испытать жалость к самим себе, и им было бы хорошо высмеивать самих себя и поглумиться над самими собой, чтобы посредством такого самопознания достичь обращения и истинного познания. —
«Блаженны простодушные, ибо их есть Царство Небесное».
Так в немногих словах здесь показано всеобъемлющее развитие человеческого духа, определяющее всё его становление и бытие, от его вступления в грубую вещественность до его возвращения в духовное царство. Человек должен подступать к распознанию незамысловато и просто. Тогда на его долю выпадет богатая награда. Он будет благословлён. Уже и в земной жизни. Ибо он обретёт внутреннее удовлетворение и счастье в осознании того, что странствует верным путём. Смышлёный рассудок с его вечными сомнениями, колебаниями между полюсами человеческого познания и человеческой неспособности никогда не сможет даровать человеку это счастье, этот внутренний покой и уравновешенность. Человек рассудка, раздираемый сомнениями, которые вновь по-новому порождает в нём этот рассудок, едва тот поверит, что нашёл истину, мечется туда-сюда между тьмой и Светом и в конце концов погружается, — должен погружаться, — во тьму. Простодушный же, в своей незамысловатости свободный от всех сомнений и хорошо сознающий правильный путь, благополучно минует все рифы, воздвигаемые тьмой, избегает всех ловушек, в которых человека запутывает чрезмерно умное мышление, и, таким образом, при своём правильном отношении к божественным законам будет неуклонно ступать ввысь, к Свету, по сию сторону и в потустороннем, и в конце своего развития войдёт в Царство Небесное, цель всех человеческих духов, которые когда-то вышли оттуда.
Слово Иисуса указывает нам путь и одновременно конечную цель для человека, если мы понимаем, как толковать и постигать его, как учит нас Сын Человеческий.
Перед этим объяснением высокомерное толкование людей рассудка должно рассыпаться в ничто. Прежние жалкие нищие в духе становятся победоносными господами человеческого бытия и человеческого познания, а рассудочно-смышлёные, если они тоже хотят идти вперёд, развиваться духовно и, не в последнюю очередь, вполне оправданно расширять своё знание божественных естественных законов, должны сами стать простодушными в распознании. Тогда они научатся и правильно использовать свой рассудок.
«Наука, — говорит нам Сын Человеческий, — хороша в преемственности». Но основу распознания человек, исполненный благоговейной простоты, должен полагать в ощущении. Тогда Царство Небесное не только выпадет на долю лично ему в конце его восхождения; тогда в предощущении он уже будет в состоянии постичь и распознать его ещё в ходе его странствия в грубой вещественности, отныне выходя за пределы прежнего привязанного к земле понимания во внепространственное и вневременное — вечное.
Блаженства распознания божественных законов достигнут те, кто с детской простотой сердца встанет на путь исследования, свободный от ранее применяемой предвзятости их рассудка.
С другой стороны, слова Иисуса и Послание Сына Человеческого не подразумевают презрения к рассудку и полного его игнорирования. Это также было бы ложным толкованием. Человек лишь должен научиться правильно обращаться с этим инструментом, который предоставляет ему в распоряжение мозг. Он должен господствовать над ним исходя из простоты, а не позволять ему господствовать над собой и стеснять себя. Что предоставляет ему в распоряжение рассудок, что исследовано и распознано им, то человек может и должен применять. Но эти сведения должны быть приобретены исходя из правильного отношения и должны быть применимы в желаемом Богом смысле. Рассудок должен быть слугой, инструментом человека, но не наоборот! А потому Сын Человеческий и провозглашает нам, предупреждая и обещая одновременно:
«Соберите силу вашего мышления для обороны и для остроты мышления, которое точно копьё, исходит вовне и оказывает на всё воздействие. Создавайте таким образом из ваших мыслей Святое Копьё, что борется за добро, исцеляет раны и содействует всему творению!».
Но это воздействие, эта высочайшая цель человеческих устремлений может быть достигнута только работой помышлений и рассудка, когда они основаны на серьёзном чистом желании и простоте распознания, а в таком случае исполняется и Слово Божьего Послания:
«Блаженны простодушные, ибо их есть Царство Небесное».
Аминь.