Перейти к содержимому

Зов к духу

Август Манц

БЛАЖЕННЫ ПРОСТОДУШНЫЕ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ

Сегодня мы хотим рассмотреть едва ли постижимое по глубине мысли слово Иисуса, каким бы простым оно ни казалось на первый взгляд; за этим незатейливым словом кроется непредвиденное значение для познания и развития человеческого духа.

Оно дошло до нас во множестве различных форм — в тексте Библии и в традиции, передающейся из уст в уста. Но основная мысль всегда одна и та же; звучит ли это слово, как в Нагорной проповеди в изложении апостола Матфея: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Или, как это часто читают: «Блаженны нищие в духе». Либо, как чаще всего говорится в устной традиции: «Блаженны простодушные, ибо их есть Царство Небесное».

Единый дух, божественная истина, отвечающая одному и тому же смыслу, сияет навстречу нам из всех различных интерпретаций, их внутренний, фундаментальный смысл одинаков, даже если дословный текст звучит по-разному.

Давайте же сначала рассмотрим, что сделало рассудочно-смышлёное человечество из этой божественной истины, которая могла и должна была привести его к более глубокому познанию, если бы он не стал толковать и перетолковывать её, подступаясь с помощью одного лишь рассудка. А затем мы попробуем, направляясь и руководствуясь светом Послания Грааля, найти правильное толкование, которое будет в сиянии выступать из тёмного подземелья человеческих заблуждений.

Ибо с его самым распространённым толкованием человечество сбилось с пути. Мнящие себя духовно вышестоящими с жалостью хотят видеть в нём утешение, которое Господь сулит тем людям, которые, согласно их самонадеянному мерилу, бедны пониманием. Способности которых недостаточны для приобретения обширных земных знаний, земная сообразительность которых, возможно, действительно мала. А также тем людям, которые далеки от сложного мышления, рассудочных заключений и научных исследований, которые не подходят ко всему с острой как бритва критикой, расчленяя и разрывая, пока даже ядро не превратится в ничто. Одним словом, имеются в виду простодушные, которых рассудочно-сообразительные называют глупыми. Во всех этих представлениях отчётливо показывает себя деятельность инструмента Люцифера — всегда вводящего в заблуждение человеческого рассудка. Здесь ясно выражается всё высокомерие и вся заносчивость князя тьмы и его угодливых слуг, насмешливо превозносящихся надо всем.

Деятельность порождающего рассудок привязанного к пространству и времени человеческого мозга принимается за единственно верную основу для любого суждения о людях и вещах, а всякий не отвечающий этому стандарту презрительно характеризуется как простодушный и глупый человек, которому милостиво даётся утешение, чтобы он мог чувствовать себя счастливым в своей глупости и таким образом уже найти рай на Земле или, по крайней мере, в потустороннем! Каким малым и жалким эти люди представляют себе Бога и Его Послание! Только потому, что они всегда подходят к любому Посланию из Света со своим рассудочным-я и извлекают то, что лежит для него ближе всего.

Однако в своём ослеплении рассудочно-смышлёные идут ещё дальше. Из своего так называемого духовного превосходства они выводят право использовать простодушных, достигать за их счёт любого рода преимуществ. И конструируют себе отговорки и извинения, гласящие, что Бог ведь вознаграждает бедных рассудком людей, так что они могут наслаждаться счастьем и блаженством, которое остаётся недостижимым для умных. Они, конечно, могут быть правы в том, что они не достигнут Царства Небесного, но совсем по другим причинам, нежели они сами полагают в своей милостивой снисходительности к божественным истинам. Ибо не их предполагаемое ясное и лучше во всё проникающее суждение, не их критическая проницательность, не их проблематичные натуры и всегда сомневающееся раздвоение их рассудка не позволяют им причаститься блаженства и Царства Небесного для простодушных, но их извращённое отношение ко всем высшим явлениям и вопросам, о чём я скажу более подробно в ходе сегодняшнего рассмотрения.

И так чрезмерно смышлёное человечество постигло и истолковало Слово Иисуса столь поверхностно и столь по-земному, как это только было возможно, добившись запутанности в фактических понятиях, распутать которую мог только сам Посланник Бога — как это сделал Сын Человеческий в Послании Грааля. Он показал нам, как это Слово о простодушных и нищих в духе должно быть понято и истолковано, чтобы это отвечало божественной истине.

Уже в первом докладе в Свете Истины «Что ищете вы?» Сын Человеческий срывает ложную, вводящую в заблуждение личину с лица орудия Люцифера — рассудка, тем самым одновременно открывая, что в действительности следует понимать под простодушием в этом Слове Божьем.

Ведь чрезмерно смышлёные люди совершенно упустили из виду, что для распознания духовного, основы всякого познания, требуется не рассудок, но ощущение. А потому их переоценка рассудка и всех приобретённых им сведений и понимания совершенно ложна, а значит, необоснованно и неоправданно и их пренебрежительное отношение к тем, кто не является рассудочно-смышлёным, кто простодушен и во всём руководствуется только своими ощущениями, не погребёнными рассудочным обучением.

Ведь сами слова Послания так настоятельно возвещают об этом:

«Услышьте, отчаивающиеся! Посмотрите ввысь, серьёзно ищущие: путь к высшему расстилается перед каждым человеком! Учёность не является вратами к нему!
Разве Иисус Христос, этот великий пример на истинном пути к Свету, выбрал своих учеников среди учёных фарисеев? Среди исследователей Писания? Он взял их из простых и бесхитростных, потому что им не нужно было бороться с тем великим заблуждением, что путь к Свету кропотлив в изучении и должен быть тяжёлым.
Эта мысль является величайшим врагом человека, это — ложь!»


«Что такое знание вообще? Знание — это то, что способен постичь мозг. Но как узко ограничена возможность постижения мозга, который остаётся прочно привязанным к пространству и времени. Вечность и сознание бесконечности человеческий мозг уже не может охватить. Как раз то, что неразрывно связано с Божеством. Однако мозг замирает перед той непостижимой силой, которая пронизывает всё бытие, и из которой сам он черпает свою деятельность. Перед той силой, которую ежедневно, ежечасно, каждое мгновение все ощущают как нечто самоочевидное, которую и наука всегда признавала как существующую и которую люди всё же безуспешно стремятся охватить и постичь с помощью мозга, то есть знания и рассудка.


Насколько же недостаточна деятельность мозга, краеугольного камня и инструмента науки, и это ограничение, естественно, тянется и через те деяния, которые он возводит, то есть через все науки. Поэтому наука вполне хороша в преемственности, для лучшего понимания, разделения и классификации всего того, что она принимает в готовом виде от предшествующей творческой силы, но она должна безусловно отказать, если захочет возвести себя до руководства или критика, если она как и прежде столь крепко привязана к рассудку, то есть способности мозга к постижению.


По этой причине учёность, как и человечество, которое на неё ориентируется, всегда будет зависеть от частностей, тогда как всякий человек несёт в себе как дар великое непостижимое целое и вполне способен без кропотливого изучения достичь благороднейшего и высшего!»

«Поэтому прочь эти ненужные мучения духовного рабства! Великий Учитель не зря взывает к нам: «Станьте как дети!».

Этими словами Сын Человеческий равным образом объясняет нам и глубокое Слово Божье: «Блаженны простодушные, ибо их есть Царство Небесное».

Итак, здесь провозглашается основополагающая истина для всякого высшего познания, а значит, и основа для духовного восхождения вообще. Оно не есть и не должно быть утешением для тех, кем, как кажется, пренебрегла судьба, для неодарённых глупых людей, как это истолковало человечество. Нет, здесь нам показан путь, и даже единственный путь, по которому можно прийти к познанию и достичь цели духовного восхождения, Царства Небесного.

Если вы простодушны, то есть если вы освободились от извилистых путей заблуждения, по которым вас стремится провести ваш земной рассудок, от всякого сложного, хитроумного и изощрённого мышления, если вы подходите к истине просто и незамысловато, то вы и найдёте её. А вместе с тем вы сможете начать ваше духовное восхождение, которое в конечном итоге приведёт вас в духовное царство, в Царство Небесное, причастными к которому вы станете согласно божественной воле. Это должны говорить слова Иисуса, если мы хотим правильно их толковать.

Следовательно, это прямо противоположно тому, как их толкует человечество. Простодушные, простые и незатейливые люди, даже если они вовсе лишены научного образования, даже если они, быть может, глупы и не искусны во многих земных вопросах, которые, однако, руководствуются своими ощущениями и подходят к духовным вопросам с твёрдым желанием добра, которое они несут в себе, — они будут благословлены — но не в утешение и не в качестве компенсации за земное неблагополучие. Зачем им утешение? Ведь как раз они — избранные; здесь, по сию сторону, и в потустороннем, способные должным образом исполнить цель здесь-бытия и взойти к Свету.

Гораздо скорее утешение нужно рассудочно-смышлёным, семикратно умным, которые со всей их мудростью и смышлёным превосходством шатаются во тьме и никогда не смогут достичь познания своими средствами, тем самым исключая для себя возможность духовного восхождения. Их высокопревозносимый рассудок не может привести их к духовному познанию. И именно это обстоятельно объяснил нам Сын Человеческий.

Рассудок вовсе лишён всех предварительных условий для этого: их выполняет только незамысловатая простота, способность слушать внутренний голос, ощущение, но не заниматься кропотливыми размышлениями и исследованиями. Ибо через ощущение вне пространства и времени, приходящее из духовного, человек соприкасается с тонко-вещественным и чисто-духовным миром, а значит, и со всеми возможностями познания, которые ему никогда не сможет предоставить рассудок. Более того, рассудок как властелин, которому добровольно подчиняется человек, приковывает его к грубо-вещественному, сужает горизонт и возможности постижения мнящего себя столь умным и мудрым, кто в действительности более ограничен, чем простодушный. Ибо он ограничен барьерами, барьерами пространства и времени, барьерами грубой-вещественности и материализма. Простодушный же человек ощущения неограничен; его распознание ведёт его в не ограниченную барьерами вечность.

Таким образом, человек рассудка всегда остаётся привязанным к земле. Связь с тонко-вещественным и духовным оказывается прервана, вокруг него воздвигается стена, не позволяющая ему распознать Бога, и таким образом он оказывается исключён из Царства Небесного, которое достаётся простодушным как естественная, желаемая Богом награда.

Поэтому жалость и насмешки, которые смышлёные испытывают к простодушным, совершенно необоснованны. Если бы они достигли должного познания, им скорее пришлось бы испытать жалость к самим себе, и им было бы хорошо высмеивать самих себя и поглумиться над самими собой, чтобы посредством такого самопознания достичь обращения и истинного познания. —

«Блаженны простодушные, ибо их есть Царство Небесное».

Так в немногих словах здесь показано всеобъемлющее развитие человеческого духа, определяющее всё его становление и бытие, от его вступления в грубую вещественность до его возвращения в духовное царство. Человек должен подступать к распознанию незамысловато и просто. Тогда на его долю выпадет богатая награда. Он будет благословлён. Уже и в земной жизни. Ибо он обретёт внутреннее удовлетворение и счастье в осознании того, что странствует верным путём. Смышлёный рассудок с его вечными сомнениями, колебаниями между полюсами человеческого познания и человеческой неспособности никогда не сможет даровать человеку это счастье, этот внутренний покой и уравновешенность. Человек рассудка, раздираемый сомнениями, которые вновь по-новому порождает в нём этот рассудок, едва тот поверит, что нашёл истину, мечется туда-сюда между тьмой и Светом и в конце концов погружается, — должен погружаться, — во тьму. Простодушный же, в своей незамысловатости свободный от всех сомнений и хорошо сознающий правильный путь, благополучно минует все рифы, воздвигаемые тьмой, избегает всех ловушек, в которых человека запутывает чрезмерно умное мышление, и, таким образом, при своём правильном отношении к божественным законам будет неуклонно ступать ввысь, к Свету, по сию сторону и в потустороннем, и в конце своего развития войдёт в Царство Небесное, цель всех человеческих духов, которые когда-то вышли оттуда.

Слово Иисуса указывает нам путь и одновременно конечную цель для человека, если мы понимаем, как толковать и постигать его, как учит нас Сын Человеческий.

Перед этим объяснением высокомерное толкование людей рассудка должно рассыпаться в ничто. Прежние жалкие нищие в духе становятся победоносными господами человеческого бытия и человеческого познания, а рассудочно-смышлёные, если они тоже хотят идти вперёд, развиваться духовно и, не в последнюю очередь, вполне оправданно расширять своё знание божественных естественных законов, должны сами стать простодушными в распознании. Тогда они научатся и правильно использовать свой рассудок.

«Наука, — говорит нам Сын Человеческий, — хороша в преемственности». Но основу распознания человек, исполненный благоговейной простоты, должен полагать в ощущении. Тогда Царство Небесное не только выпадет на долю лично ему в конце его восхождения; тогда в предощущении он уже будет в состоянии постичь и распознать его ещё в ходе его странствия в грубой вещественности, отныне выходя за пределы прежнего привязанного к земле понимания во внепространственное и вневременное — вечное.

Блаженства распознания божественных законов достигнут те, кто с детской простотой сердца встанет на путь исследования, свободный от ранее применяемой предвзятости их рассудка.

С другой стороны, слова Иисуса и Послание Сына Человеческого не подразумевают презрения к рассудку и полного его игнорирования. Это также было бы ложным толкованием. Человек лишь должен научиться правильно обращаться с этим инструментом, который предоставляет ему в распоряжение мозг. Он должен господствовать над ним исходя из простоты, а не позволять ему господствовать над собой и стеснять себя. Что предоставляет ему в распоряжение рассудок, что исследовано и распознано им, то человек может и должен применять. Но эти сведения должны быть приобретены исходя из правильного отношения и должны быть применимы в желаемом Богом смысле. Рассудок должен быть слугой, инструментом человека, но не наоборот! А потому Сын Человеческий и провозглашает нам, предупреждая и обещая одновременно:

«Соберите силу вашего мышления для обороны и для остроты мышления, которое точно копьё, исходит вовне и оказывает на всё воздействие. Создавайте таким образом из ваших мыслей Святое Копьё, что борется за добро, исцеляет раны и содействует всему творению!».

Но это воздействие, эта высочайшая цель человеческих устремлений может быть достигнута только работой помышлений и рассудка, когда они основаны на серьёзном чистом желании и простоте распознания, а в таком случае исполняется и Слово Божьего Послания:

«Блаженны простодушные, ибо их есть Царство Небесное».

Аминь.