Август Манц
ИЗБАВЬ НАС ОТ ЗЛА
Молитва, которую Сын Божий дал ученикам, есть, — как открыл нам Сын Человеческий, — опора и посох для восхождения в духовное царство для каждого человека, который действительно переживает «Отче наш». Это великий, всеохватывающий обет человека, который припадает в нём к стопам своего Бога. Обет жить в чистом поклонении Богу, служить Богу своей жизнью в творении и в этом служении чтить Его Святую волю. — В этой молитве человек даёт обет претворить в действительность всё, что необходимо для исполнения цели его здесь-бытия, и в то же время стремится обрести в нём силу, потребную ему для осуществления этого обета в деле и тем самым восхождения к Свету.
Восхождение к Свету возможно только для того человека, которому в его странствии через грубую вещественность прежде всего удаётся освободиться от принесённой с собой кармы, а затем больше не нагружать себя никакой новой виной. Это погашение кармы есть безусловная предпосылка для начала духовного восхождения. А потому, само собой разумеется, в «Отче наш», — в этот обет человека, которому надлежит охватывать всё, что требуется для его духовного развития, — включено предложение, должное стать указателем и светочем для погашения кармы. Это просьба:
«Избавь нас от зла!»
Ибо она означает, как провозглашает нам Сын Человеческий: «позволь нам распознать зло, любой ценой для нас, даже ценой страданий. Через Твои взаимодействия сделай нас способными к этому при любой ошибке». В этом распознании заложено и избавление для тех, кто имеет на то добрую волю!
«Позволь мне распознать зло!» — молит человек, имеющий серьёзную волю к восхождению и распознающий, что добрым желанием он должен освободиться от кармы, которой он обременил себя. Ибо только распознав зло, он сможет и успешно бороться с ним, освободиться от всего дурного и неблагородного, что заложено в нём, и тем самым постепенно всё больше ослаблять пагубные обратные действия, пока они, наконец, полностью не отскочат от него. И тогда он будет избавлен от зла, а значит, от своей кармы.
Мы уже неоднократно подробно рассматривали вопрос погашения кармы. И это ведь естественно и самоочевидно, поскольку познание правильного отношения к этому имеет столь решающее значение для всего бытия человека. Из Послания мы знаем, что отдельный человек должен развиваться до такой степени, чтобы в правильном применении своей свободной воли он мог направить протекающую через него чистую творческую силу Бога лишь к благому воздействию. Мы также распознали, что чистым и благородным мышлением и образом действий он формирует только больше нитей судьбы, приносящих ему благие обратные действия; и далее, что эти благие обратные действия, которые каждый человек может таким образом создать для себя, постепенно снижают действенность дурных обратных действий, вызванных его кармой и новой виной.
Послание также возвещает нам, что внутри себя человек имеет безошибочное мерило того, что есть добро и зло, и что если он будет следовать только этому внутреннему голосу, своим ощущениям, то всегда должен будет решать правильно. Возможность чисто и неподдельно слышать этот внутренний голос есть у каждого человека, который серьёзно этого хочет. Жизнь даже неоднократно предлагает ему такую возможность, особенно через сильные душевные потрясения в страдании или в радости; а кроме того, вступлением сексуальной силы и пробуждением истинной любви. —
И когда человек действительно проникнется своим ощущением, когда будет в состоянии правильно слушать свой внутренний голос, тогда он сможет достичь и познания собственного своеобразия. «Распознай самого себя» — это требование, которое уже неоднократно выдвигалось возвышенными, стремящимися к чистому и благородному человеческими духами и признавалось предпосылкой для нравственного восхождения. Но только слова Сына Божьего «Избавь нас от зла» и толкование Сыном Человеческим значения этого этического требования позволили нам распознать всю его глубину и размах. Это познание есть основа исполнения цели здесь-бытия и возможности погашения кармы.
«Позволь мне распознать зло!» — так должен молить каждый человек. Ибо только правильно распознав зло, которое пребывает в нём самом, он может с успехом подступиться к разрешению своей кармы. Он должен сам распознать, какими особыми земными наклонностями он обременён, какие скверные качества в нём особо выражены. Тогда он сможет и бороться с ними и освободиться от них.
В настоящее время человек в большинстве случаев не знает о своих прежних инкарнациях. Он знает, что в прежней жизни он обременил себя виной и кармой, но поначалу не знает, каков род этой кармы. Согласно Божьему желанию, человеку положены такие узы, которые не позволяют ему обозревать своё прошлое бытие, чтобы человек не дал своей новой земной жизни пройти мимо себя как спокойный наблюдатель, вместо того чтобы правильным образом действенно двигаться в ней и тем самым продвигаться вперёд.
Неопределённость и незнание относительно своей кармы вынуждают человека, как мы слышали совсем недавно в докладе о значении учения инкарнации, во всех случаях упорно прилагать усилия к тому, чтобы действительно и серьёзно принимать и переживать каждую ситуацию своей земной жизни. Уже одно это показывает, насколько это неверно и ложно, когда люди используют случайные знания о своей карме, которыми они, вероятно, могут быть обязаны астрологическим толкованиям или увиденным прежним инкарнациям, только для того, чтобы раздумывать над ними, бездеятельно глядя, как сейчас сказывается эта карма. Когда перед лицом любой и всякой трудности, при всяком страдании они только вздыхают и думают о своей тяжёлой карме, на которую они возлагают вину за то новое зло, с которым они сталкиваются. Как будто эта карма — безличная, жестокая судьба, которая обрушивается на них, как рок. Тогда как в действительности это всё же они сами создали эту карму. И опять же, они сами должны разрешить её путем соответствующей работы над собой, если хотят взойти к Свету. Поэтому каждый, кто знает свою карму, будь то в общем и целом, как «тяжёлую», или даже в отдельных деталях своей вины, вдвойне обязан быть деятельным, бороться и слагать с себя именно то, чем обусловлена его карма. Ведь он уже знает зло, которое другим приходится сначала искать.
Точно так же обстоит дело и с кармическими связями. Если человек знает, что он связан нитями кармы с определёнными другими людьми, то он ни в коем случае не вправе обходить стороной этих людей или стараться избежать возможных конфликтов с ними. Нет, но так же как и вина была причинена вместе, вследствие чего сформировались нити судьбы, которые вновь свели этих людей вместе, так она должна быть вновь вместе разрешена в общей деятельности, во взаимной шлифовке качеств, обусловивших вину. Всё, что приносит здесь-бытие, надлежит переживать, но не отодвигать в сторону!
Следовательно, сознание обременённости кармой никогда не должно приводить к бездейственному подчинению мнимому року, так называемой «неотвратимой» судьбе. Ведь такой неотвратимой судьбы, рока, не существует — Сын Человеческий со всей отчётливостью научил нас этому. Всякая судьба может быть смягчена и в конечном итоге совершенно отвращена благодаря соответствующему поведению человека — бремя кармы может быть сброшено, расторгнуто серьёзным желанием человека. Так зачем же опускать руки там, где есть место радостному утверждению существования; к чему сбивающие с толку раздумья, где единственно правильным будет радостное дело? Человек не разрешает свою карму тем, что размышляет о себе и своём бремени, а быть может даже жалея себя; а тем более тем, что в отчаянии лишь думает: «мне ведь нельзя помочь, моя тяжёлая карма просто тянет меня вниз». Разумеется, такой человек позволит себя подавить — но только вследствие собственной новой вины.
«Позволь мне распознать зло, даже ценой страданий!»
Ведь страдания только показывают ему, где заложен корень зла, который он должен истребить целиком и полностью. Страдания порой бывает трудно переносить. Но всё же страдания должны рассматриваться как милость именно из-за их избавляющего действия. Так неужели это причина для того чтобы сетовать и бездеятельно жаловаться, чтобы дремать в унынии и, не в последнюю очередь, чтобы жалеть себя и создавать вокруг себя интерес? Нет и ещё раз нет. Кто думает и действует подобным образом, тот ещё не постиг ни крупицы Послания Грааля. Ибо Сын Человеческий ясно выраженно возвещает нам, что повторяющиеся инкарнации со всеми вступающими взаимодействиями — это милость Всеблагого Отца, поскольку они ведь вновь и вновь дают человеку возможность восхождения. Ему надлежит лишь правильно применить эти возможности. Поэтому человек должен проникнуться ликующей благодарностью, но не сетовать и не жаловаться без мужества и в бездействии, когда он сталкивается с взаимодействиями, которые нужны ему для развития. Ему следует овладеть жизнью в радостном действии, но не позволять ей порабощать себя в безропотном отчаянии.
«Позволь мне распознать зло», которое заложено во мне! Человек, оказавшийся способным воспринимать то, что возвещает ему внутренний голос, достигает этим и должного самопознания. А достижение этого познания облегчает ему страдания, которые он встречает в результате взаимодействия. Ибо в роде страдания он может распознать следствия своих ошибок и скверных качеств, а значит, и их как причины.
Некоторые примеры из Послания, касающиеся того, как оказывает своё воздействие карма и как её можно разрешить, должны помочь нам подступиться ближе к пониманию этой точки зрения.
Человеческая душа, в которой развилась склонность к господству, которая исполнена жажды господства, вовсе не рождается в обстоятельствах, где упомянутый человек затем сможет сам жить исполнением таких пожеланий, удовлетворением этой склонности, но она оказывается привлечена человеком, который равным образом несёт в себе мощную жажду господства, который, следовательно, ощущает однородное с ней. Тогда взаимодействие, естественно, сказывается таким образом, что упомянутый человек должен страдать от жажды господства того, кто его привлёк. Этим страданием он искупает свою вину и, если правильно себя настроит, достигает познания того, что его собственная жажда господства, которая ещё наполняет его, ложна, и что он должен от неё отказаться. *(см. доклад «Сексуальная сила» — «В Свете Истины», стр. 418.)
В противоположность этому, человек, который не приходит к должному познанию своих собственных ощущений, в таком случае будет лишь возмущаться по поводу жажды господства другого, будет в неоправданном гневе на этот счёт прибегать к мерам, обременяющим его новой виной, и, прежде всего, не станет отбрасывать свои собственные однородные ошибки, которым он обязан взаимодействием — ведь он их вообще не распознаёт. Страдания, которые он испытывает, не избавляют его, но тянут ещё глубже вниз.
Другой пример — из доклада «Тайна рождения»: «Мать любит своего сына так, что всеми средствами она препятствует тому, чтобы женившись, он ушёл от неё. Она постоянно приковывает его к себе. Эта ложная любовь, чисто своекорыстная, даже если мать, по её мнению, предлагает всё, чтобы сделать земную жизнь сына как можно более прекрасной. Своей эгоистичной любовью она неправедно вмешивается в жизнь сына. Истинная любовь никогда не думает о себе, но всегда лишь о благе другого, любимого, и поступает соответственно, даже если это связано с личным отречением. Час матери приходит, когда её отзывают. Теперь сын оказывается один. Для него уже слишком поздно ещё собраться к тому радостному порыву исполнения своих собственных пожеланий, которым наделяет молодость. Несмотря ни на что, он при этом ещё нечто и выигрывает, ведь в результате отречения он что-либо погашает. Будь это нечто однородное из его прежнего бытия, так что одновременно он избежал внутреннего одиночества в браке, которое иначе должно было бы постигнуть его в случае женитьбы, или что-то иное. В таких обстоятельствах для него есть только выгода. Мать же забрала с собой на ту сторону свою эгоистичную любовь. А потому сила притяжения духовно однородного неодолимо тянет её к людям с такими же качествами, поскольку в их близости она находит возможность ощутить вместе с ними малую часть её собственного пристрастия — в жизни ощущений этих людей, когда они проявляют по отношению к другим свою эгоистичную любовь. Так она остаётся привязанной к земле. Когда же среди людей, вблизи которых она постоянно находится, происходит зачатие, то посредством этих уз духовной взаимной связанности она достигает инкарнации. Тогда положение меняется. Будучи ребёнком, она должна теперь страдать от тех же качеств отца или матери, так же как однажды заставила страдать своего ребёнка. Она не может вырваться из родительского дома, вопреки её желанию и предоставляющимся возможностям. Тем самым её вина погашается в том, что в переживании такого рода качеств на самой себе она распознаёт их как неправедные и тем самым освобождается от них».
Если же, напротив, такой человек потеряется в жалобах и сетованиях на свою «незаслуженную» судьбу, лишь осыпая родителей упрёками, и при этом со своей стороны будет вести себя столь же своекорыстно там, где ему предоставится такая возможность, то он пройдёт мимо предоставленной ему новой возможности погасить карму и лишь ещё глубже погрязнет в вине.
Также и в докладе «Символизм в человеческой судьбе» Сын Человеческий приводит нам иные подобные примеры. Поскольку здесь речь идёт о символических погашениях, то именно эти примеры ясно освещают трудности, с которыми часто приходится сталкиваться при распознании рода кармы. А потому они предлагают особо ценные ориентиры.
«Некогда жёсткий, властолюбивый характер, проявляя эти качества, притеснял своих ближних, чем взвалил на себя тяжёлую карму, которая оживлённо движется в круговороте сообразно её свойству, а затем в том же роде, многократно усиленная, должна пасть обратно на него. В случае приближения этот поток безжалостного властолюбия, зачастую чудовищно усиленный по закону притяжения тонко-вещественно однородного, настолько пропитывает всё тонко-вещественное окружение упомянутого, что оказывает решительное воздействие на тесно связанное с ним грубо-вещественное окружение и таким образом создаёт условия, заставляющие прежнего зачинщика страдать от того же властолюбия в гораздо большей мере, чем ранее мучимые им ближние.»
Однако если упомянутый человек между тем достиг необычайно высокого уровня развития, это взаимодействие может быть ослаблено до такой степени, что настоящее воздействие будет практически сведено на нет и для освобождения от тяжёлой кармы будет достаточно символического действия. Женщине было бы достаточно, если однажды она взяла бы щётку из рук горничной, чтобы показать ей со всем радушием, как чистить пол. Даже если это будет лишь несколько движений такого рода, то всё же символика самого низшего служения будет тем самым удовлетворена. Так же перестановка в одной-единственной комнате может стать символом окончания и погашения долга, настоящее искупление или обратное действие которого потребовало бы гораздо большего, болезненного и решительного переворота.
В случае такой возможности Сын Человеческий указывает на большую опасность для человека, который посредством астрологических расчётов узнаёт, что его карма принесёт ему большие трудности и неудобства. Ведь эти расчёты не могут учесть произошедший между тем большой подъём и связанное с ним наступление изменений в состоянии души. В результате такие расчёты и предсказания зачастую вызывают ненужное беспокойство, порой даже такую боязнь, что одна его сила уже способна вызвать или по-новому образовать неприятности, вследствие чего затем исполняется, хотя так лишь кажется, расчёт, который без этой боязни оказался бы ложным. Объяснение здесь состоит в том, что своей боязнью упомянутый человек сам открыл дверь в окружающем его круге света и своей собственной боязливой волей разрушил защиту, которую прежде создало для него его восхождение. —
«Позволь мне распознать зло, даже ценой страданий, чтобы я мог от него освободиться» — но не введи меня во искушение, то есть, как Сын Человеческий толкует это прошение, тесно связанное с прошением «избавь нас от зла»: не дай нам идти ложными путями и искать ложно. Но как раз это и произойдёт, если человек будет больше полагается на такие расчёты, нежели на познание своих ощущений, которые одни только и могут вести его правильно. Именно этим предупреждением Сын Человеческий отчётливо показал нам, как человек может заблудиться, вместо того чтобы простым образом погасить свою карму, если будет прислушиваться к чему-то, кроме своего внутреннего голоса.
Без сомнения, трудно правильно распознать зло, имеющее место в самом человеке и в его приобретённых качествах. Но примеры, которые мы только что услышали в сочетании с другими прозрениями, принесёнными нам Посланием Грааля, всё же ведут нас по пути, на котором человек может обрести это познание; распознать, в чём состоит его карма и как он может разрешить её в каждом конкретном случае.
Он должен исходить из окружающей среды, в которую он поставлен, и должен спрашивать себя, что ему в этом отношении кажется особенно трудно переносимым. Как раз эти обстоятельства он должен рассматривать как взаимодействия, как следствия прежней вины. По своему роду он может распознать, к каким ложным помышлениям и образу действий их следует отнести, какие скверные качества, какие земные склонности ожили в них будучи причинами полученного воздействия. И как только он ясно распознает взаимосвязь между настоящими причинами и настоящим воздействием, он должен спросить себя, не присутствуют ли и в нём те же причинные качества, которые он прежде ещё не находил. Это и есть качества, которые в прошлой жизни создали ту карму, от которой он сейчас страдает.
Если, например, ребёнок страдает от своекорыстной любви своей матери, как это описал Сын Человеческий, то через дурные воздействия такой эгоистической любви, испытываемой им на самом себе, он должен постепенно прийти к познанию того, что такая любовь ложна. Но человек не вправе останавливаться на этом познании. Только теперь подступает самый важный и значимый для него шаг: он должен достичь сознания того, что и в нём самом господствует такое же ложное воззрение, что он также исполнен своекорыстия, которое даже в любви думает больше о себе, нежели о другом. А за этим первым шагом познания зла затем должен последовать и второй, столь же значимый — отрешиться от этого зла, освободиться от своего ложного отношения. Только тогда он погасит свою карму.
И как описано в данном конкретном случае, так должен человек поступать всегда, с каждым страданием, постигающим его. В случае тяжёлых обратных действий кармы это будет, само собой разумеется, легче, чем в случае символических воздействий. Но ведь человек, затронутый воздействием лишь символически, уже совершил колоссальный подъём в своём развитии. Ведь именно это является предпосылкой для такого ослабления взаимодействия. А у такого человека ощущение и так настроено более правильно; он уже лучше умеет прислушиваться к внутреннему голосу, а потому скорее достигает должного познания себя.
Итак, человек с полным правом просит позволить ему достичь познания зла через страдание. А затем с радостью и стойкостью переносить это страдание и правильно использовать его для себя и своего развития — это должно стать для него само собой разумеющимся, если он хочет разрешить свою карму так, как задумал Бог.
Но и здесь он не вправе впадать в экстремальное. И в случае всего, что он преодолевает, каким бы незначительным оно ни было, гордо выпячивать грудь и мнить, что теперь он вновь символически погасил карму. Действительно ли он знает, что исполнил предварительное условие для символического обратного действия, что он уже совершил такой колоссальный подъём? Именно такая самоуверенная позиция, которую он тем самым выражает, должна побудить его с подозрением отнестись к себе; и ему лучше продолжить своё исследование, чтобы распознать настоящее зло, которое он тащит с собой как скрытую болезнь, которая может прорваться внезапно, неожиданно и тогда ещё более разрушительно.
О том, сколь ложными могут быть пути, которыми бредут люди, не достигшие познания своей кармы и ложно понимающие её воздействия, нам ярко выраженно возвестил Сын Человеческий и в том, что указал на совершенно превратное толкование значения часто появляющихся стигматов. Но на этом мы остановимся более подробно позже, так что сегодня я могу довольствоваться этим кратким указанием. —
Наше сегодняшнее рассмотрение показало нам, насколько необходимо человеку распознать собственное своеобразие, поскольку это самопознание есть основа исполнения цели его здесь-бытия, погашения кармы и возможного только затем духовного восхождения. Однако мы также видели, как тяжело достичь такого самопознания и как тяжело найти взаимосвязь между причиной и воздействием. Только страдание, которое человек испытывает на самом себе, может помочь ему распознать, где в его случае засело зло.
А потому это вполне обоснованно, если человек вновь и вновь обращается к своему Богу с просьбой о силе и помощи, говоря при этом:
«Не дай мне сбиться с пути, Господи, но дай мне распознать зло, любой ценой, даже ценой страдания, и тогда избавь меня от зла!»
Аминь.
Все права защищены, в частности, права на воспроизведение и перевод.
Опубликовано «Der Ruf» G.m.b.H., Мюнхен.