12. ВОЗВРАЩЕНИЕ К СТАРЫМ ОШИБКАМ
Вопрос: Что происходит, если человек после услышанной молитвы вновь возвращается к своим старым ошибкам?
Ответ: В большинстве случаев людям, к сожалению, лишь в самой серьёзной нужде удаётся со всем пылом молиться их Богу. Когда нужда уходит, молитвы быстро становятся плоскими и второстепенными, и часто все намерения, которые сначала так настоятельно имели просящие, с исполнением также прекращаются, потому что к ним подступают «иные, необходимые интересы». Всё вновь становится само собой разумеющимся, повседневным, малоценным. Помышления настраиваются на другое, на внешнее, земное.
Но это издавна известный процесс, который уже тысячелетия назад был не иным, чем сегодня.
К примеру, болезнь даёт человеку время на размышления, которого, как он позже думает, у него больше нет лишь потому, что он вновь позволяет себе слишком много отвлекаться от них. Порой на совершенно незначительные вещи. Никогда он не будет настолько честен, чтобы признать, что он просто не хочет иного!
Остановимся на случае с больным. Некий больной знает, что это должно подойти к концу, даже если может длиться ещё долго. Само собой разумеется, его помышления, возможно, среди мучительных болей, становятся более серьёзными, принимая во внимание конец болезни, а вместе с тем и отделение. Равно как и то, что душевно он становится более мягким и податливым. Пожалуй, пробуждаются и все возможные мысли и благие намерения насчёт того, как совершенно иначе он настроил бы свою жизнь, если бы вопреки всем ожиданиям он ещё раз мог быть свободным от болей и если бы… ему по-прежнему не нужно было умирать. Совсем робко, как едва ли вероятное, великое незаслуженное счастье, разгорается в дальней дали подобная возможность.
Такие мысли, однако, передают скрытые пожелания и зачастую скорее оказываются искренними молитвами, нежели прямыми мольбами о выздоровлении, потому что в подобном положении они действительно чисты и смиренны.
Если же, к удивлению многих, такому человеку неожиданно выпадает на долю милость улучшения, то часто случается так, что с постепенным укреплением больного тела восстают и прежние ошибки! И тогда происходит то, что уже столь часто случалось и что ещё часто будет случаться: хоть человек мнит относительно себя, что он идёт новыми путями, которые он себе задал, в действительности, однако, это вновь старые пути, только в новой форме. При этом власть свободной воли становится проклятьем, а не благословением.
С каждым новым скольжением вниз естественным образом сужается и горизонт его понимания, так что он ни в коем случае не может увидеть это скольжение вниз и не верит другим, которые стремятся ещё своевременно обратить на это его внимание, и внезапно он оказывается более обременённым виной, нежели прежде. Это те случаи, когда было бы лучше, чтобы помощь никогда не приходила. Поэтому если просьба услышана, то не каждому это безусловно приносит благословение!
Но на такого, которого следовало бы назвать нарушителем слова, не приходит в наказание луч молнии с высот, равно как он не заболевает в срочном порядке вновь и не умирает. Лишь наивное, невежественное разумение ожидает таких вещей. Ведь это было бы актом произвола Творца вопреки Его собственным законам. Если по Своей милости Он дал выздоровление или улучшение, то эта помощь произошла в естественном развитии событий, полностью в рамках совершенных законов. Ничего иного кроме этого. Творец не может и не будет без промедления отнимать это выздоровление или улучшение только потому, что помощь была дана в подарок человеку, который по своей свободной воле и вследствие старых ошибок стал недостойным. В таком случае возобновление болезни произойдёт только вследствие новой телесной причины. Если, конечно, ещё не сохранился остаток старой болезни, который, в свою очередь, восстанет к новой деятельности.
А потому было бы ложно усматривать в происходящих подобным образом случаях несправедливость Творца или вовсе полагать, что улучшение наступило бы и иначе и вообще не было особой милостью. Но ещё хуже жить в иллюзии, что дальнейшее благополучие есть доказательство того, что человек придерживается правильного пути!
Последнее таит в себе величайшую опасность! Самообман, столь красивый и успокаивающий, что многие люди охотно разыгрывают его. При этом вина человека может не чувствоваться годами, возможно, даже вплоть до его перехода. Затем он, разумеется, очень быстро распознаёт, что он делал. Это достойные сожаления, и не всегда достойные проклятия люди.
Но как здесь, в случае болезни, совершенно точно также обстоит дело и в случае иных услышанных молитв, как и вообще в случае всякого дара с высот! Даже если человек уже при рождении или только с определённой целью получил особую способность, с тем назначением, которое он не исполняет должным образом, то тогда эта способность не отнимается у него сразу. Тем не менее она не может получить тот восходящий порыв, которого могла бы достичь иначе на верном пути.
В любом случае, она оказывается очень сильно омрачена и размыта в том направлении, для которого она, собственно, была дана. Но эта неспособность в то же время не погашает тоску по тому, чтобы ещё действовать в направлении высокой цели. Если же к этому добавляется и сужение возможности постижения, то в результате получается смесь, которая причиняет большой ущерб и приводит в замешательство. Такой человек безусловно верит, что он стоит полностью в исполнении своей задачи, а также идёт правильным путём и что-то может в этом отношении. И всё-таки всё это ложно.
При этом облагодетельствованному таким образом и не исполняющему недостаёт какой-либо помощи из Света, от которой он сам закрылся, а вместе с тем и необходимого руководства. Претензии на своё знание и на лучшее знание не принесут ему никакой пользы. Для него это оказывается самой страшной ловушкой в его жизни. Как только затем он перейдёт, ему придётся дать отчёт обо всём вверенном благе, как точно описал Христос во многих притчах этот процесс высвобождения безусловного взаимодействия. —
Приведённые выше объяснения должны служить исключительно приблизительной путеводной нитью для собственных размышлений вопрошающего, которые он, пожалуй, всё же захочет предпринять после своего вопроса. Но всё, что он хочет знать, уже отчётливо сказано в моих докладах, ему нужно только правильно следовать всякому ходу свершений. —