Перейти к содержимому

Зов к духу

18. БУДДИЗМ

Вопрос: Не будет ли слишком большим запросом, если попрошу Абдрушина разъяснить, как он относится к высшей мысли буддистов, обнаруживающих своё величайшее блаженство в возвращении к растворению ставшего совершенным человеческого духа?

Ответ: Ваш вопрос уже сразу даёт ответ. Да, я совершенно решительно выступаю в противовес этой мысли, против в самом резком смысле! Высшее блаженство ставшего совершенным человеческого духа — это личностно-сознательная жизнь в чисто-духовной части творения, которую называют раем, а также личностное сознательное содействие оттуда в деле постоянного развития творения согласно божественной воле. Если бы должно было происходить возвращение к растворению, то всё человеческое бытие, странствие через все части творения, было бы полностью бессмысленным! Но это, в свою очередь, нельзя объединить с совершенством воли Творца.

В конце концов, любой человек также обнаружит, что растворение законченного человеческого духа никогда не может быть прогрессом, но только ужасным регрессом! Человеческий дух и в раю будет по-прежнему постоянно продолжать развиваться в своём умении, но ни в коем случае не растворится. Поскольку его странствие и все относящиеся к этому надобности развития имеют конечной целью становление самосознания личностного «я».

Растворение постигает только тот человеческий дух, который в ходе своего пути через вещественное в результате ложных воззрений оказывается заблудшим, так что теряет правильный путь и не находит дорогу назад к тем светлым вершинам, откуда он произошёл. В таком случае совершенно естественным образом, когда обитаемая им мировая часть увлекается навстречу разложению, он также разлагается и растворяется вместе со своей вещественной оболочкой, при этом вновь лишаясь и своего ставшего личностным «я», утрачивая его как таковое. Тем самым он вновь перестаёт быть личностью. Это растворение равнозначно вычёркиванию его навечно из золотой книги сознательной жизни, потому что он был непригодным, так как не искал свой путь к вершинам.

Этот процесс — совершенно естественное самодействующее свершение, которое называют вечным проклятием. Это самое страшное, что может свершиться с человеческим духом, ставшим личностно сознательным. (Доклад: «Последний суд»).

Дух же, развивающийся к вершинам, всё больше принимает подобие образа Творца и в идеальном человеческом облике личностно сознательно входит в царство чисто-духовного, чтобы там, постоянно возрастая, содействовать творению. Взойти ещё выше для него невозможно, к этому никогда не приведёт и растворение, которое ведь вовсе не может произойти по направлению ввысь, ибо тогда его путь должен был бы вести за пределы творения, а этого он не может! Тогда приходит божественное. Однако человеческий дух духовен, а не божественен, что устанавливает для него неизменную резкую, естественную и непересекаемую границу. Он должен оставаться в духовном ввиду своего происхождения, которое не может испытывать в себе никаких изменений и никакого возрастания к божественному. Стало быть, буддийская мысль, которую кроме того лелеют и многие оккультисты во мнении, что таят в себе божественное, безусловно ошибочна. Человек — это создание, следовательно, пребывает в творении и всегда должен оставаться в нём. Всякое иное утверждение показывает лишь нелепое высокомерие, которым ведь страдает всё человечество, и таким образом считает возможным самое фантастическое и неестественное.

Буддийская мысль высшего блаженства в возвращении к растворению обретённого в труде личностного сознания «я» имеет свой исток в восточной склонности к уютной созерцательности! Эта склонность, будучи пожеланием, закралась в религиозные воззрения, которые ведь всегда несут какую-либо характерную печать страны их возникновения.