Перейти к содержимому

Зов к духу

38. СОВРЕМЕННАЯ ДУХОВНАЯ НАУКА

Современная духовная наука! Что только ни собирается под этим флагом! Что ни оказывается при этом вместе и что только ни борется между собой под ним! Арена серьёзного поиска, малого знания, больших планов, тщеславия и глупости, часто также пустого хвастовства и ещё больше беззастенчивой деловитости. Из этого беспорядка нередко расцветает зависть и безграничная ненависть, которая в конце концов находит выход в коварной мстительности самого низкого рода.

Естественно и не удивительно, что при таком положении вещей многие люди сторонятся этого совершенно безумного движения и образа действий, с опаской, как если бы они отравились, соприкоснувшись с этим. И они не так уж неправы, потому что своим поведением бесчисленные привержены духовной науки поистине не показывают ничего заманчивого, и ещё меньше притягательного, но всё в них скорее призывает любого другого человека к величайшей осторожности.

Странно, что вся область так называемой духовной науки, которую злонамеренно или по незнанию часто путают с наукой о духах, сегодня ещё считается своего рода свободной землёй, на которой каждый может беспрепятственно, даже безудержно и безнаказанно на свой лад учинять и бесчинствовать.

Так считается. Но опыт уже довольно часто учил, что это не так!

Бесчисленные пионеры в этих областях, которые были достаточно легкомысленны, чтобы разведывая лишь с воображаемым знанием осмелиться на некоторые шаги вперёд, стали беспомощными жертвами своей небрежности. Печально при этом только то, что все эти жертвы пали, не дав тем самым человечеству даже самой малости!

Ведь каждое такое падение должно, собственно, быть доказательством, что выбранный путь неверен, поскольку он приносит лишь вред и даже погибель, но никогда не приносит благословения. Однако этих ложных путей придерживаются со своеобразной настойчивостью, и вновь и вновь приносят новые жертвы; по поводу каждой найденной пылинки по-новому распознанной самоочевидности в грандиозном творении поднимается большой крик и пишутся бесчисленные трактаты, которые должны отпугивать многих серьёзно ищущих людей, ведь в них отчётливо чувствуется неуверенное нащупывание.

Все прежние исследования в действительности лучше называть опасными играми на доброжелательном фоне.

В эту область духовной науки, которую считают свободной землёй, никогда не удастся вступить безнаказанно, не научившись заранее учитывать духовные законы в их полном объёме. Любое сознательное или бессознательное противопоставление, что означает то же, что и «несоблюдение», равнозначное нарушению, в своём неизбежном взаимодействии должно поразить того дерзкого, фривольного или легкомысленного, кто не смог точно учесть или соблюсти их.

Стремление исколесить неземное земными средствами и возможностями является не иным, как если бы ещё незнакомого с земными опасностями неразвившегося ребёнка поместили и оставили в одиночестве в дремучем лесу, пройти сквозь который невредимым имеет шанс лишь соответственно оснащённый для этого человек, в полноте его силы и со всей осторожностью.

Не иначе обстоит дело и с современными представителями духовной науки в их нынешнем методе работы, даже если они и считают его очень серьёзным и действительно на многое осмеливаются лишь ради знаний, чтобы тем самым помочь людям продвинуться вперёд через границу, у которой они уже давно стучась пребывают в ожидании.

Эти исследователи и сегодня стоят перед ней как дети, беспомощно нащупывая, не зная опасностей, которые в любой момент могут хлынуть навстречу им или излиться через них на других людей, если их попытки нащупывать пробьют брешь в естественном защитном валу или откроют дверь, которая для многих должна была бы лучше оставаться закрытой.

Всё это можно назвать только легкомыслием, а не смелостью, пока желающие продвинуться таким образом не знают точно, что они безусловно смогут тотчас же преодолеть все вероятные опасности, не только за самих себя, но и в отношении других.

Наиболее безответственно поступают «исследователи», которые занимаются экспериментами. На преступность гипноза указывалось уже многократно (*Доклад «Преступность гипноза»).

Экспериментирующие иным образом исследователи в большинстве случаев совершают прискорбную ошибку, когда они, сами ничего не зная, — ведь иначе они определённо не делали бы этого, — вводят других весьма чувствительных или медиальных людей в магнетический или даже в гипнотический сон, чтобы тем самым приблизить их к телесно незримым влияниям «потустороннего» мира, в надежде смочь таким образом услышать и пронаблюдать нечто, что при полном дневном состоянии сознания упомянутого испытуемого не было бы возможно.

По меньшей мере в девяноста пяти случаях из ста этим они подвергают таких людей большим опасностям, к которым те ещё не готовы, поскольку искусственная помощь любого рода в углублении является связыванием души, посредством чего она вталкивается в состояние восприимчивости, заходящей дальше, чем это допустило бы её естественное развитие.

Следствием является то, что жертва такой попытки внезапно оказывается душевно в области, в которой она лишена своей естественной защиты из-за искусственной дополнительной помощи либо в которой у неё нет естественной защиты, возникающей только путём собственного внутренне здорового развития.

Такого достойного сожаления человека образно следует представлять себе так, как если бы он, обнажённый, был привязан к столбу, будучи выставлен далеко в опасную местность в качестве приманки, привлекая там к себе ещё неизвестную жизнь и деятельность, и даже позволяя действовать на себя, так чтобы он мог давать об этом отчёт или чтобы некие воздействия посредством его соучастия отдачей определённых земных субстанций из своего тела стали видимы и другим.

Такого рода испытуемый из-за связи, которую его вытесненная душа должна поддерживать с земным телом, временами может сообщать как по телефону и передавать зрителям всё происходящее.

Если же искусственно выдвинутый таким образом пост будет при этом как-либо атакован, то из-за недостаточности естественной защиты он не сможет обороняться, он окажется беспомощен и раскрыт, ведь только при соучастии других он был искусственно выдвинут в область, к которой он по своему собственному развитию либо ещё, либо вообще не относится. А так называемый исследователь, который из жажды знаний вытолкнул его, так же мало может помочь ему, поскольку он сам чужд и неопытен там, откуда приходит опасность, а потому ничего не может сделать для какой-либо защиты.

Так и происходит, что исследователи становятся преступниками, не желая того и не имея возможности быть привлечёнными за это земной справедливостью. Но это не отменяет того, что духовные законы с полной остротой вершат своё взаимодействие и приковывают исследователя к его жертве.

Столь многие испытуемые претерпели тонко-вещественные нападки, которые со временем, а зачастую вскоре или же тотчас грубо-вещественно телесно оказывали своё воздействие, так что следовала земная болезнь или смерть, чем, однако, ещё не устранялся душевный ущерб.

Именующие же себя исследователями наблюдатели, толкающие своих жертв в неизвестные области, во время таких опасных экспериментов в большинстве случаев пребывают в хорошем земном укрытии под защитой своего тела и дневного сознания.

Редко бывает так, что одновременно с испытуемыми они разделяют часть опасностей, так чтобы те тотчас переходили на них. Однако затем, при их земной смерти и переходе в тонко-вещественный мир, вследствие их скованности с жертвами они в любом случае должны попасть туда, куда те, возможно, сорвались, чтобы только совместно с ними медленно вновь иметь возможность подняться.

Искусственное вытеснение души в иную область не всегда должно пониматься так, что душа выходит из тела и в парении отдаляется от него, достигая иного региона. В большинстве случаев она спокойно остаётся в теле. Она лишь делается неестественно восприимчивой из-за магнетического или гипнотического сна, так что она реагирует на гораздо более тонкие потоки и влияния, чем это было бы возможно в её естественном состоянии.

Само собой разумеется, что в этом неестественном состоянии не имеется той полноты силы, которая иначе была бы у неё, если бы она продвинулась так далеко сама, исходя из внутреннего развития, вследствие чего она прочно и уверенно стояла бы на этой новой утончённой почве, проявляя равную силу навстречу всем воздействиям.

От этого недостатка здоровой полноты сил вследствие искусственности происходит неравенство, которое должно вызывать нарушения. Следствием этого является безусловное помутнение во всех ощущениях, из-за чего возникают искажения действительности.

Причины для ложных отчётов и бесчисленных заблуждений вновь и вновь дают только сами исследователи своей вредоносной дополнительной помощью. Отсюда происходит и то, что во многих «исследованных» явлениях из оккультных областей, которые уже имеются в наличии, многое не желает соответствовать строгой логике. В этом содержатся бесчисленные заблуждения, которые до сих пор ещё не могли быть распознаны как таковые.

Этими очевидно ложными путями нельзя достичь абсолютно ничего, что хоть в какой-то мере могло бы принести пользу или благословение людям.

Полезным для людей в действительности может быть только то, что помогает их подъёму или по меньшей мере указывает путь к нему. Но при таких экспериментах это всё с самого начала и навсегда полностью исключено!

Искусственной дополнительной помощью исследователь хоть и способен порою в конце концов вытеснить какого-либо чувствительного или медиального человека из земного грубо-вещественного тела в находящийся ближайший к нему тонко-вещественный мир, но ни на волос не выше того уровня, к которому он так или иначе принадлежит по своему внутреннему свойству. Напротив, искусственной дополнительной помощью он не может привести его даже туда, но всегда лишь в ближайшее ко всему земному окружение.

Но это ближайшее к земному окружение может таить лишь всё то потустороннее, что ещё плотно привязано к земле, что вследствие своей неполноценности, порока и страсти остаётся прикованным к земле.

Естественно, порой и в этом окружении также временно задерживается нечто более продвинутое. Этого, однако, не всегда следует ожидать. По чисто естественной, закономерной причине высокое там находиться не может. Скорее мир перевернётся или… в человеке окажется в наличии постамент для закрепления Света!

Но едва ли можно предполагать, что его следует искать в испытуемом или в такого рода нащупывающем исследователе. Так что опасность и бесцельность всех экспериментов остаётся существовать.

Несомненно и то, что без присутствия высокоразвитого человека, который очищает всё грубое, нечто действительно высшее не может приблизиться к медиуму, и ещё гораздо меньше — иметь возможность говорить через него. Материализация из высших кругов так же совершенно не рассматривается, менее всего — при излюбленных шутливых играх со стуками, перемещением предметов и т.д. Пропасть для этого слишком велика, чтобы её можно было просто так преодолеть.

Все эти вещи, несмотря на медиумов, могут быть совершены лишь такими потусторонними, которые ещё очень тесно связаны с материей. Если бы это могло быть иначе, то есть если бы высшее могло так легко вступить с человечеством в связь, то и Христу совсем не требовалось бы становиться человеком, но Он мог бы исполнить Его миссию и без этой жертвы. (*Доклад «Избавитель») Но люди сегодняшнего дня определённо душевно развиты не выше, чем в земное время Иисуса, так что нельзя предполагать, что связь со Светом установить легче, чем в ту пору.

Разумеется, представители духовной науки теперь говорят, что в первую очередь они преследуют цель твёрдо установить потустороннюю жизнь, а именно дальнейшую жизнь после земной смерти, и что при нынешнем повсеместном господстве скепсиса требуются весьма сильные и грубые орудия, то есть по-земному осязаемые доказательства для того, чтобы пробить брешь в оборонительной позиции противника.

И всё же это обоснование не извиняет того, что вновь и вновь столь легкомысленным образом ставятся на карту человеческие души!

Кроме того, нет совершенно никакой острой необходимости безусловно желать переубедить злонамеренных противников! Ведь известно, что они не были бы готовы поверить, даже если ангел сошёл бы прямо с неба, чтобы возвестить им истину. После его ухода они бы просто заявили, что это была массовая галлюцинация, а не ангел или воспользовались бы иной отговоркой. Если же появляется что-то или кто-то, что или кто остаётся земным, то есть не исчезает или не становится вновь невидимым, тогда имеются другие лазейки, как раз потому, что для не желающих верить в потустороннее это было бы в свою очередь слишком земным.

Они не остановились бы и перед тем, чтобы выставить такие доказательства обманом, а человека фантазёром, фанатиком или же мошенником. Будь это слишком земным или неземным, или тем и другим вместе, они всегда имеют что предъявить и в чём усомниться. А если они уже и вовсе не знают, как себе помочь, тогда они бросают грязь, переходят и к более мощным нападениям, не останавливаясь даже перед насильственными действиями.

Следовательно, чтобы переубедить таких, жертвы неуместны! Но тем более это относится ко многим так называемым приверженцам. В странного рода высокомерии они мнят, что по причине своей в большинстве случаев несколько неясной и фантастической веры в потустороннюю жизнь они могут предъявлять определённые требования относительно того, что они со своей стороны должны «увидеть» или «пережить» нечто. В качестве награды за своё послушание они ожидают от своих руководителей потусторонних знаков.

При этом прямо-таки смешным кажется то зачастую само собой разумеющееся ожидание, с которым они носятся, как и многознающая благонравно-прощающая улыбка — демонстрация их собственного незнания. Это яд — желать ещё и давать представления этим массам; ведь из-за того, что они мнят себя столь многознающими, эти эксперименты расцениваются ими не намного больше, чем заслуженные часы развлечений, при которых потусторонние должны выдавать себя за артистов варьете.

Но отвернёмся же от больших экспериментов и рассмотрим малые, такие как столоверчение. Они совсем не так безобидны, как кажется, но в чудовищной лёгкости возможности их распространения они представляют очень серьёзную опасность!

Каждый должен быть предупреждён об этом! Знающие должны бы с ужасом отворачиваться, видя, как легко обходятся с этими вещами. Как в некоторых кругах многие приверженцы стремятся показать своё «знание», содействуя попыткам столоверчения, или как в семьях, улыбаясь или таинственно шепча, почти играючи, внедряют расхожую практику с буквами и стаканом либо с другим вспомогательным средством, что при лёгком наложении руки скользит или тянется к различным буквам, образуя таким образом слова.

Со зловещей скоростью всё это переросло в салонные игры, где это продвигается под улыбки, насмешки, а иногда и приятную жуть.

Днями сидят тогда в семьях пожилые и юные дамы за столиками, вместе или одни, перед начертанными на картоне буквами, которые по возможности изображаются ещё и в совершенно определённой форме, чтобы не пропал бодрящий фантазию фокус-покус, который, впрочем, совершенно при этом не нужен, потому что вышло бы и без него, если упомянутая личность хоть в некоторой мере склонна к этому. А такие бесчисленны!

Современные представители духовной науки и лидеры оккультных объединений этому рады, ведь при этом образуются действительные слова и предложения, о которых практикующий не думал ни сознательно, ни бессознательно. Это должно убедить его, и число приверженцев «оккультизма» возрастёт.

Тексты оккультной направленности указывают на это, ораторы выступают за это, производятся и продаются вспомогательные средства, облегчающие всё это бесчинство, и таким образом почти все представители оккультного мира выступают в качестве хорошо работающих сподручных тьмы, в честном убеждении, что являются жрецами Света!

Уже одни эти процессы доказывают полное незнание, заложенное в подобного рода оккультных устремлениях! Они показывают, что никто из всех них не является действительно видящим! Нельзя считать доказательством обратного, если из такого начала кое-где однажды развился некий хороший медиум или, напротив, что вернее, если хороший медиум поначалу был временно привлечён к этому.

Те немногие люди, которые с самого начала к этому определены, в их собственном естественном развитии имеют совершенно иную и тщательно контролирующую каждую ступень защиту, которой другие не обладают. Но защита эта действует лишь в случае естественного собственного развития, без какой-либо искусственной дополнительной помощи! Ведь только во всём естественном как самоочевидность покоится и защита.

Как только в этом отношении приходит лишь малейшая дополнительная помощь, посредством ли упражнений самой личности или со стороны, через магнетический сон или гипноз, это становится неестественным, вследствие чего уже не вписывается полностью в естественные законы, которые одни лишь в состоянии дать защиту. Если к этому добавляется ещё и неосведомлённость, как это повсюду в настоящее время и происходит, то это фатально. Одно желание никогда не заменит способности, когда доходит до дела. Однако никто не должен выходить за рамки своих способностей.

Разумеется, не исключено, что из сотен тысяч занимающихся такими опасными развлечениями, некий человек подчас действительно выйдет из этого безнаказанно и будет иметь хорошую защиту. Равно как многие получают повреждения лишь таким образом, что по-земному это остаётся ещё незаметно, так что лишь после перехода им приходится внезапно распознать, какие глупости они, собственно, совершали. Но есть и много таких, кто уже понёс от этого видимый земной ущерб, даже если в ходе их земной жизни они никогда не придут к познанию настоящей причины.

По этой причине необходимо однажды объяснить тонко-вещественный и духовный процесс, происходящий во время этих развлечений. Он так же прост, как и всё в творении, и совсем не так замысловат, но всё же сложнее, чем многие себе представляют.

Нынешнее состояние Земли таково, что по причине желания человечества тьма преобладает над всем материальным. То есть во всём материальном она стоит практически как на собственной, вполне знакомой ей почве, а потому может и в полной мере оказывать своё воздействие в материальном. То есть она в своей стихии, борется на знакомом ей основании. Поэтому в настоящее время во всём материальном, то есть грубо-вещественном, она превосходит Свет.

В результате этого во всём материальном сила тьмы оказывается мощнее, чем сила Света. А при такого рода забавах, как столоверчение и т.д. Свет, то есть высшее, вовсе не рассматривается. Самое большее мы можем говорить о худшем, то есть о тьме, и лучшем, то есть о более светлом.

Если же человек использует стол, стакан или вообще какой-то грубо-вещественный предмет, то тем самым он отправляется на знакомую тьме почву борьбы. На почву, которую всё тёмное называет своей собственной. Таким образом он с самого начала уступает ей силу, против которой он не может собрать соответствующей защиты.

Рассмотрим занятие спиритизмом или хотя бы салонную игру со столом и при этом проследим духовные или, точнее, тонко-вещественные процессы.

Если один или несколько человек подступают к столу с намерением посредством него достичь связи с потусторонним, так что оно должно подать звук постукивания или, что более общепринято, привести в движение этот стол, чтобы из этих знаков можно было сформировать слова, то при такой связи с материей в первую очередь будет привлечена и тьма, перенимающая эти проявления.

Зачастую потусторонние с большой ловкостью используют высокопарные слова, стремясь ответить мыслям людей, которые они ведь с лёгкостью читают, желаемым им способом; но затем в серьёзных вопросах они всегда вводят в заблуждение и, если это происходит часто, стремятся постепенно подвести их под своё всё более усиливающееся влияние и таким образом медленно, но верно стащить вниз. При этом очень ловко они оставляют вводимых в заблуждение в вере, что те идут ввысь.

Но если, возможно, в самом начале или же при любом благоприятном случае, слово посредством стола берёт перешедший родственник или друг, что бывает довольно часто, то в таком случае осуществить обман получается ещё легче. Люди узнают, что это, должно быть, даёт о себе знать действительно определённый друг и затем верят, что это всегда он, когда посредством стола поступают какие-то высказывания, а в качестве авторского упоминается имя знакомого.

Но это не так! Мало того, что постоянно наблюдающая тьма ловко использует имя, чтобы придать обману по возможности правдоподобный вид и добиться доверия вопрошающих, но доходит даже до того, что тёмный вмешивается в середине предложения, начатого действительным другом, и намеренно ложно завершает его. Тогда имеет место едва ли известный факт, когда в гладко и последовательно выраженном предложении участвуют двое. Сначала действительный и, вероятно, вполне светлый, то есть более чистый друг, а затем тёмный, недоброжелатель, без того чтобы спрашивающий что-либо из этого заметил.

Последствия этого легко представить. Доверившийся обманут и поколеблен в своей вере. Оппонент использует этот процесс чтобы усилить свои насмешки и свои сомнения, подчас до резких нападок против всего дела. В действительности неправы оба, чему причиной является ещё пролегающее над всей этой областью невежество.

Процесс, однако, разыгрывается во всей естественности: если более светлый, действительный друг находится у стола, чтобы уступить пожеланию спрашивающего и дать о себе знать, а к нему протискивается тёмный, то этот более светлый должен отступить, так как посредством материи стола более тёмный может развернуть большую силу, ведь всё материальное в настоящее время является настоящей областью тьмы.

Ошибку совершает человек, который выбирает материальное и тем самым изначально создаёт неравную почву. Плотное, тяжёлое, то есть тёмное, по плотности уже стоит ближе к грубо-вещественной материи, чем светлое, чистое, более лёгкое, а из-за более тесной связи оно имеет большее раскрытие силы.

Но с другой стороны и более светлое, что ещё может дать о себе знать через материальное, также по-прежнему имеет в некоторой степени близкую ему плотность, иначе связь с материей для какого-либо проявления была бы уже вовсе невозможна. Это само по себе заранее предполагает сближение с материей, которое в свою очередь влечёт за собой возможность загрязнения, как только посредством материи создаётся связь с тьмой.

Чтобы избежать этой опасности более светлому не остаётся ничего иного, кроме как быстро отстраниться от материи, то есть от стола или другого вспомогательного средства, как только тёмный схватится за него, чтобы исключить посредническое звено, которое могло бы образовать мост через естественную, разделяющую и таким образом защищающую пропасть.

Тогда в потустороннем нельзя избежать того, что экспериментирующий посредством стола человек при этом должен быть оставлен низшим влияниям. Разумеется, ведь своим собственным деянием он и не хотел ничего другого, ибо незнание законов также и здесь не может защитить его.

Вместе с этими процессами для многих прояснится многое, что было до сих пор необъяснимым, найдут своё решение многочисленные загадочные противоречия, и можно надеяться, что многие люди отныне также отведут руки от этих опасных забав.

Таким же подробным образом можно было бы описать и опасности всех иных экспериментов, которые гораздо больше и сильнее. Но пусть предварительно это будет сделано с наиболее обиходными и распространёнными вещами.

Следует лишь назвать ещё одну дальнейшую опасность. Такого рода постановками вопросов и требованием ответов и советов люди делают себя весьма несамостоятельными и зависимыми. В противоположность тому, в чём состоит цель земной жизни.

Путь ложен в любом направлении! Он приносит только вред, никакой пользы. Это сползание на почву, где существует опасность вновь и вновь столкнуться с отвратительным отродьем, расточить свои силы и, наконец, измождённым остаться лежать на дороге… ни за что!

Но этим «желанием исследовать» причиняется огромный вред и потустороннему!

Многим тёмным тем самым предлагается благоприятная возможность, этим их даже прямо вводят в искушение совершить зло и обременить себя новой виной, чего иначе им было бы не так легко достичь. Другие же по причине беспрестанного связывания пожеланий и помышлений удерживаются от их стремления ввысь.

При более ясном наблюдении за сущностью этих исследований, часто это кажется столь по-ребячески своенравным, до такой степени проникнутым самым бесцеремонным эгоизмом, но при этом и столь неуклюжим, что приходится качая головой задаться вопросом, как это вообще возможно, чтобы некто хотел открыть общественности страну, которую сам он ни на шаг в действительности не узнал.

Ложно и то, что все искания происходят перед широкой публикой. Тем самым открывается дорога фантастам и шарлатанам, а это затрудняет для человечества обретение доверия.

Ведь так не происходит ни в одном деле. И любое исследование, за которым сегодня признаётся полный успех, прежде, в пору поисков, имело многочисленные неудачи. Однако общественности не позволяли их сопереживать! Она устаёт от них и со временем теряет всякий интерес. Следствием является то, что в конце концов при нахождении истины главная сила преобразующего и пробивного воодушевления теряется прежде. Человечество больше не может воспрянуть к ликующей радости, в убеждении увлекающей за собой всё.

Неудачи в случае распознания ложных путей становятся острым оружием в руках многих врагов, которые со временем могут внушить сотням тысяч людей такое недоверие, что при появлении истины эти бедные уже не захотят серьёзно её проверить, только лишь из страха перед новым обманом! Они закрывают их уши, которые иначе они держали бы открытыми, и так упускают последний промежуток времени, который мог бы дать им возможность подняться ввысь к Свету.

В таком случае тьма тогда одерживает новую победу! Благодарить она может тех исследователей, которые протянули ей для этого руки и которые охотно и гордо вознеслись до руководства в современных духовных науках!