42. ЗАБЛУЖДЕНИЯ
В поиске возводят многие люди взор к Свету и истине. Их запросы велики, однако им очень часто недостаёт серьёзного желания! Больше половины всех ищущих не подлинны. Они привносят свои собственные законченные мнения. Если им следует изменить в них хоть немного, то они гораздо охотнее откажутся от всего нового, даже если в нём заложена истина.
По этой причине тысячи должны опуститься, ведь запутавшись в ошибочной убеждённости они воспрепятствовали свободе движения, в которой они нуждаются для спасения в возвышающем порыве.
Всегда имеется часть тех, которые полагают, что уже всё правильно постигли. После услышанного и прочитанного они не намерены подвергать строгой проверке и себя.
К таким я, естественно, не обращаюсь!
Не обращаюсь я и к церквам, партиям, орденам, сектам и объединениям, но во всей простоте исключительно лишь к самому человеку. Я далёк от того, чтобы свергать нечто существующее, поскольку я возвожу, восполняю до сих пор нерешённые вопросы, которыми каждый должен внутренне задаться, если он лишь немного помыслит.
Для каждого слушающего необходимо только одно основное условие: серьёзный поиск истины. Ему следует проверять и оживлять в себе слова, не обращая, однако, внимания на оратора. Иначе он ничего не выиграет. Любая трата времени на всех тех, чьи устремления не таковы, с самого начала будет напрасной.
Невероятно, с какой наивностью величайшее большинство всех людей судорожно желает оставаться несведущими в отношении того, откуда они пришли, что они есть и куда они идут!
Рождение и смерть, нераздельные полюса всего земного бытия, не должны составлять тайну для человека.
В воззрениях, стремящихся прояснить ядро сущности человека, заложена разорванность. Это следствие болезненной мании величия жителей Земли, которые самонадеянно похваляются, что ядро их сущности божественно!
Посмотрите на людей! Найдёте ли вы в них божественное? Это глупое утверждение следует назвать богохульством, поскольку оно означает принижение божественного.
Человек не несёт в себе ни пылинки божественного!
Это воззрение — исключительно болезненная заносчивость, причиной которой является лишь сознание неспособности к пониманию. Где тот человек, который может честно сказать, что такая вера стала для него и убеждённостью? Кто всерьёз углубится в себя, тот должен будет отрицать это. Он точно почувствует, что это лишь стремление, пожелание нести в себе божественное, но не уверенность! Совершенно правильно говорят об искре Божьей, которую человек в себе несёт. Эта искра Божья, однако, есть дух! Он не является составляющей частью божественности.
Выражение «искра» — это совершенно верное обозначение. Искра развивается и разносится, не взяв с собой или не неся в себе чего-либо от свойства породившего. Так же и здесь. Божья искра сама не божественна.
Где уже в отношении источника бытия обнаруживается такая ошибка, там во всём становлении должен наступать отказ. Если я возвожу на ложном основании, то однажды всё строение должно пошатнуться и рухнуть.
Ведь источник даёт опору для всего бытия и становления каждого! Но кто, как это принято, стремится выйти далеко за пределы источника, тот тянется к непостижимому для него и в совершенно естественном развитии событий вместе с тем утрачивает всякую опору.
Если я, к примеру, схвачусь за ветвь дерева, которая по земному свойству однородна моему земному телу, то я найду в этой ветви опору, а потому смогу посредством неё подняться наверх.
Но если я схвачусь выше этой ветви, то в инородном свойстве воздуха я не смогу найти никакой точки опоры, а потому… не смогу и подняться! Это же ясно.
Точно так же обстоит дело и с внутренним свойством человека, которое называют душой, а её ядро — духом.
Если этот дух хочет иметь в своём источнике необходимую опору, в которой он нуждается, то он, само собой разумеется, не должен стремиться ухватить божественное. Тогда это будет неестественно, ведь божественное пролегает слишком высоко над ним, его свойство совершенно иное!
И всё же в своём воображении он ищет соединения с этим местом, которого он никогда не сможет достичь, а тем самым прерывает естественное развитие событий. Его ложное пожелание как плотина препятствуя опускается между ним и необходимой ему подачей силы от источника. Он сам отрезает себя от неё.
Так что прочь эти заблуждения! Только в таком случае человеческий дух сможет раскрыть свою полную силу, которую сегодня он ещё небрежно игнорирует, и станет тем, чем он может и должен быть — господином в творении! Но заметьте, лишь в творении, а не над ним.
Только божественное стоит превыше всего творения. —
Сам Бог, источник всего бытия и жизни, является — о чём говорит уже это слово — божественным! Человек был сотворён Его Духом!
Дух — это Божья воля. Из этой воли и возникло первое творение. Будем же придерживаться этого простого факта, он даст возможность лучшего понимания.
Для сравнения человек может представить себе собственную волю. Она является актом, но не составляющей частью человека, иначе со временем человек должен был бы растворится во многих своих волевых актах. От него совершенно ничего не осталось бы.
Не иначе и с Богом! Его воля сотворила рай! Его воля, однако, есть Дух, который называют «Святым Духом». Рай в свою очередь также был лишь деянием этого Духа, а не составляющей частью Его Самого. В этом состоит градация по направлению вниз. Творящий Святой Дух, то есть живая Божья воля, не вошёл в Своё творение. Он также не отдал составляющей части Себя, но Сам Он полностью остался вне творения. Уже Библия совершенно ясно и отчётливо доносит это в словах: «Дух Божий парил над водами», не Бог собственной персоной! В конце концов, в этом всё же есть различие. Следовательно, и человек не несёт в себе ничего от самого Святого Духа, но лишь от духа, который является деянием Святого Духа, актом.
Но вместо того, чтобы заниматься этим фактом, человек уже здесь всеми силами стремится образовать пробел! Подумайте только об известном воззрении о первом творении, о рае! Он безусловно должен быть на этой Земле. Тем самым маленький человеческий рассудок втянул свершения, требующие миллионы лет, в свой узко ограниченный пространством и временем круг и представил себя центральной точкой и осью всех мировых свершений. Следствием было то, что таким образом он тотчас утратил путь к настоящей исходной точке жизни.
Ему пришлось найти замену этому ясному пути, который он больше не мог обозревать, в своих религиозных воззрениях, коль скоро он не хотел называть самого себя зачинателем всего бытия и жизни, а значит, Богом. Эту замену до сих пор ему обеспечивало выражение «вера»! И с той поры словом «вера» больно всё человечество! Более того, это не распознанное слово, которому надлежало восполнить всё утраченное, стало для него утёсом, который привёл к полному крушению!
С верой свыкается лишь всякий инертный. Вера — это также то, за что могут зацепиться насмешники. И слово «вера», истолкованное ложно, есть шлагбаум, который сегодня оказывается на пути и преграждает человечеству дальнейший путь.
Вера не должна быть мантией, которая благонравно укрывает всю инертность мышления, которая как сонная болезнь опускается на дух человека и парализует его удобством! В действительности вера должна стать убеждённостью. Убеждённость же требует жизни, самой тщательной проверки!
Где остаётся даже один пробел, одна нерешённая загадка, там убеждение становится невозможным. Поэтому ни у одного человека не может быть истинной веры, пока хотя бы один вопрос в нём остаётся открытым.
Уже слово «слепая вера» позволяет распознать нездоровье!
Вера должна быть живой, как однажды уже требовал Христос, иначе она не имеет никакого смысла. Жизненность же означает собственную подвижность, взвешивание, а также проверку! Не тупое принятие чужих мыслей. Ведь слепо верить, это ясно означает — не понимать. А то, что человек не понимает, не может и принести ему никакой духовной пользы, потому что вследствие непонимания ничто не может ожить в нём.
Но то, что он не пережил в себе полностью, никогда не станет и его собственным! А только собственное ведёт его ввысь.
В конце концов, ведь никто не может вступить на некий путь и идти им, если на этом пути зияют большие расщелины. Человек должен духовно остановиться там, где он больше не может продвигаться дальше знающим. Этот факт неопровержим, а также вполне легко понятен. Так что пусть пробудится тот, кто хочет духовно продвигаться вперёд!
Во сне он никогда не сможет идти своим путём к свету истины! Как и с повязкой или вуалью перед глазами.
Творец хочет, чтобы его люди были видящими в творении. Но быть видящим означает быть знающим. Знанию, однако, не подходит слепая вера. В ней заложена только инертность, леность мышления, а не величие!
Привилегия способности мыслить приносит человеку и обязанность проверять!
Чтобы избежать всего этого, из соображений комфорта люди просто приуменьшили великого Творца настолько, что ожидают от Него актов произвола в качестве доказательства всемогущества.
Кто хоть немного готов помыслить, тот, опять же, должен обнаружить в этом большую ошибку. Акт произвола обуславливает возможность искривления существующих естественных законов. Но где может произойти такое, там отсутствует совершенство. Потому что там, где есть совершенство, не может последовать никаких изменений. Итак, большая часть человечества ошибочно представляет всемогущество Бога таким образом, что более глубоко мыслящий должен посчитать это доказательством несовершенства. И здесь покоится корень многих зол.
Воздайте Богу честь совершенства! Тогда вы найдёте в этом ключ к нерешённым загадкам всего бытия. —
Привести к этому серьёзно ищущих — это моё стремление. Вздох облегчения должен пройти в кругу всех ищущих истину. Они, наконец, с радостью узнают, что во всём мировом свершении нет никаких тайн, никаких пробелов. И тогда… они ясно увидят перед собой путь к восхождению. Им нужно только идти им. —
Мистика не имеет никаких оснований в совокупном творении! В нём для неё нет никакого места, ибо всё должно представать перед человеческим духом ясно и без пробелов вплоть до его источника. Только то, что в таком случае пребывает над ним, должно оставаться для каждого человеческого духа священной тайной. А потому он никогда не постигнет и божественное. Ни наилучшей волей и ни высочайшим знанием. Но в этой неспособности постижения всего божественного для человека заложено самое естественное свершение, которое можно помыслить; ибо ничто, как известно, не может выйти за пределы состава своего происхождения. Не может этого и дух человеческий! В инородном составе всегда заложен предел. А свойство божественного совершенно иное, нежели духовного, от которого происходит человек. (*В последующих докладах на этот счёт ещё будет дана более развёрнутая градация.)
Животное, к примеру, даже при самом полном душевном развитии никогда не сможет стать человеком. Из его сущностного качества ни при каких обстоятельствах не сможет расцвести духовное, порождающее человеческий дух. Составу всего сущностного недостаёт основания духовного рода. Но в свою очередь и человек, происходящий из части духовного творения, никогда не может стать божественным, поскольку духовное не имеет рода божественного. Человеческий дух вполне может развиться вплоть до высочайшей степени совершенства, но, несмотря на это, всегда должен оставаться духовным. Он не может достичь божественного выше себя. Иное свойство также и здесь естественно образует ни в коем случае не преодолеваемое ограничение по направлению ввысь. При этом о вещественности речь вовсе не идёт, поскольку она не содержит никакой собственной жизни, но служит оболочкой, движимой и формируемой духовным и сущностным.
Огромная область духа проходит через всё творение. Поэтому человек может, ему следует, и он должен полностью постичь и узнать его! И вследствие своего знания он будет господствовать в нём. Господство, однако, даже самое суровое, если распознать правильно, означает только служение! —
Ни в одном месте во всём творении вплоть до высочайшего духовного нет отклонений от естественных свершений! Уже это обстоятельство делает всё гораздо более знакомым для каждого. Нездоровая и затаённая робость, желание спрятаться от некоторых пока ещё неизвестных явлений, обрушится при этом сама в себе. Свежий поток воздуха с естественностью тянется сквозь знойную окружающую среду мрачных продуктов прядения мозга тех, кто охотно желает вести речь о себе. Их болезненно фантастические образования, ужасающие слабых на посмешище сильным, выглядят нелепо и ребячески глупо перед прояснившимся взглядом, который, наконец, бодро и радостно постигает великолепную естественность всего происходящего, что движется всегда лишь по простой, прямой и ясно распознаваемой линии.
Оно единообразно проходит в строжайшей регулярности и порядке. А это облегчает каждому ищущему великий свободный обзор вплоть до своей собственной исходной точки!
Для этого ему не нужны ни кропотливые исследования, ни фантазии. Главное для него — держаться в стороне от всех тех, кто хочет, чтобы в запутанной таинственности скудное частичное знание казалось великим.
Всё пролегает перед людьми так просто, что часто именно из-за этой простоты они не достигают познания, так как с самого начала предполагают, что великое деяние творения должно быть гораздо сложнее и запутаннее.
С наилучшим желанием тысячи оступаются на этом, в поиске направляют свой взор высоко вверх и не подозревают, что им нужно лишь просто и без напряжения смотреть перед собой и вокруг себя. В таком случае они увидят, что уже своим земным бытием они стоят на правильном пути, нужно только спокойно ступать вперёд. Без спешки и без напряжения, но с открытым взором, свободным, неограниченным разумением! Человек должен, наконец, научиться тому, что истинное величие заложено лишь в самых простых естественных свершениях. Что величие требует этой простоты.
Так это в творении, так это и в нём самом, который как часть относится к творению!
Одно лишь простое мышление и ощущение может принести ему ясность! Такое же простое, каким ещё обладают дети! Спокойное размышление позволит ему распознать, что в понятии простота идентична ясности, а также естественности! Одно без другого совершенно немыслимо. Это трезвучие, выражающее одно понятие! Кто примет это как краеугольный камень своего поиска, тот быстро прорвётся сквозь расплывчатую запутанность. Всё искусственно накрученное распадётся при этом в ничто.
Человек увидит, что нигде нельзя исключать естественные свершения, что они никоим образом не прерываются! А в них раскрывается и Божье величие! Незыблемая жизненность самодействующей творческой воли! Потому что законы природы — это железные законы Божьи, постоянно зримо предстающие перед взорами всех людей, настойчиво обращающиеся к ним, свидетельствующие о величии Творца, о непоколебимой, не имеющей исключений регулярности! Не имеющей исключений! Потому что из семени овса может получиться, опять же, лишь овёс, из пшеницы так же лишь пшеница, и так далее.
Так обстоит дело и в том первом творении, которое как собственное деяние Творца пребывает ближе всего к Его совершенству. Там основные законы закреплены таким образом, что они, движимые жизненностью воли, в ходе самого естественного развития событий должны были приводить к возникновению дальнейшего творения вниз вплоть до этих мировых тел. Только становясь грубее, чем больше в процессе развития удалялось творение от совершенства источника. —
Рассмотрим сначала творение.
Представьте себе, что всё живое в нём можно отнести лишь к двум родам, независимо от того, в какой части это находится. Один род — осознающее себя, другой — не осознающее себя. Внимание к этим двум разновидностям представляет величайшую ценность! Это связано с «происхождением человека». Эти разновидности дают также стимул к дальнейшему развитию, к кажущейся борьбе. Бессознательное представляет собой подложку всего сознательного, но по составу оно совершенно того же рода. Становление сознания — это прогресс и развитие бессознательного, которое вследствие совместного с сознательным бытия постоянно получает импульс к тому, чтобы тоже стать таким сознательным.
Само первое творение последовательно развиваясь вниз привело к трём великим основным делениям: верховное и высочайшее — духовное, первозданное творение; к нему примыкает ставшее более плотным, а значит, и более тяжёлым сущностное. Последним же следует, как самое низшее и при наибольшей плотности самое тяжёлое, великое царство вещественности, которое постепенно выделяясь из первозданного творения, погрузилось вниз. Таким образом верховным в конце концов осталось лишь первозданное духовное, ведь в чистоте своего рода оно воплощает самое лёгкое и светлое. Это и есть столь часто упоминаемый рай, венец всего творения.
С погружением вниз того, что становится плотнее, мы уже касаемся закона тяготения, закреплённого не только в вещественности, но действующего во всём творении, начиная с так называемого рая вплоть до нас.
Закон тяготения имеет столь определяющее значение, что его должен вбить себе каждый человек, ибо это главный рычаг во всём ходе становления и процессе развития человеческого духа.
Я уже говорил, что это тяготение касается не только земных свойств, но соразмерно действует и в тех частях творения, которые земной человек уже не может видеть, а потому просто называет потусторонним.
Для лучшего понимания я должен разделить вещественность ещё на две части. На тонко-вещественное и грубо-вещественное. Тонко-вещественное — это вещественность, которая по причине своей инородности не может стать зримой для земных глаз. И всё же это ещё вещественность.
Так называемое «потустороннее» нельзя путать с желанным раем, который является чисто духовным. Духовное не следует понимать как нечто «мыслимое», но духовное — это некое свойство, как свойством является также сущностное и вещественное. Следовательно, люди называют это тонко-вещественное потусторонним просто потому, что оно находится по ту сторону земного зрения. Грубо-вещественное же пребывает по сию сторону, это всё земное, что по причине однородности становится зримым для наших грубо-вещественных глаз.
Человек должен отвыкнуть рассматривать незримые для него вещи как непостижимые и неестественные. Всё естественно, даже так называемое потустороннее и рай, ещё очень далёкий от него.
Как здесь наше грубо-вещественное тело восприимчиво к своему окружению того же рода, которое оно по этой причине может видеть, слышать и чувствовать, точно так же обстоит дело и в тех частях творения, свойство которых не сходно с нашим. Тонко-вещественный человек в так называемом потустороннем чувствует, слышит и видит однородное ему тонко-вещественное окружение, в свою очередь высший духовный человек может чувствовать только своё духовное окружение.
Так что порой бывает и так, что некий житель Земли ещё прежде отделения от грубо-вещественного земного тела вследствие его умирания уже видит и слышит тонкую вещественность своим тонко-вещественным телом, которое он ведь несёт в себе. В этом нет абсолютно ничего неестественного.
Наряду с законом тяготения как содействующий ему пребывает и не менее ценный закон однородности.
Я уже касался его, упоминая, что род может распознать всегда лишь тот же род. Пословицы: «Подобное притягивает подобное», а «Свой своего не бросит», кажется, заимствованы из этого первозданного закона. Наряду с законом тяготения он вибрирует во всём творении.
Наряду с этими уже названными первозданными законами в творении заложен и третий: закон взаимодействия. Его воздействие состоит в том, что человек должен пожинать то, что он некогда посеял, безусловно. Он не может пожать пшеницу, если он сеял рожь, и клевер, если рассеивал чертополох. Точно также и в тонко-вещественном мире. В конце концов, он не сможет собрать добрый урожай, если ощущает ненависть, и пожать радость там, где он питает в себе зависть!
Эти три основных закона образуют вехи божественной воли! Одни лишь они автоматически приносят человеческому духу в их воздействии награду или наказание, с неумолимой справедливостью. Столь неподкупно, в таких чудеснейших и тончайших градациях, что в грандиозном мировом свершении мысль о малейшей несправедливости оказывается невозможной.
Действие этих простых законов приводит каждого человеческого духа именно туда, где ему и место по его внутреннему настрою. Ошибка при этом невозможна, ведь лишь глубочайшее внутреннее состояние человека может вызвать воздействие этих законов, но в каждом случае оно вызывает его безусловно! Следовательно, рычагом к срабатыванию воздействия является находящаяся в человеке духовная сила его ощущений. Всё остальное остаётся в этом плане недейственным. По этой причине одно лишь действительное желание, ощущение человека определяет то, что развивается для него в незримом ему мире, в который он должен будет вступить после своей земной смерти.
Тут не поможет никакое притворство, никакой самообман. В этом случае ему безусловно придётся пожать то, что он посеял в своём желании. Дело даже обстоит так, что в точном соответствии с силой или слабостью его желания оно в большей или меньшей степени приводит в движение и однородные потоки иных миров, всё равно, будь это ненависть, зависть или любовь. Это совершенно естественное развитие событий в величайшей простоте, и всё же — железное воздействие непреложной справедливости!
Тот, кто попытается серьёзно вдуматься в эти потусторонние процессы, поймёт, какая неподкупная справедливость заложена в этом автоматическом воздействии, он уже увидит в ней непостижимое величие Бога. Которому не нужно вмешиваться после того как Он отдал в творение Свою волю, в качестве закона, то есть совершенно.
Кто в восхождении вновь достигает царства духа, тот очищен, поскольку прежде он должен был пройти через самодействующие мельницы божественной воли. Никакой другой путь не приведёт к близости Божьей. Но то, как эти мельницы действуют на человеческий дух, направляется его прежней внутренней жизнью, его собственным желанием. Они могут благотворно нести его к светлым вершинам, но равным образом могут и болезненно гнать его вниз в ночь ужаса, более того, даже стащить его в полное уничтожение. —
Подумайте, что при земном рождении созревший для инкарнации человеческий дух уже несёт тонко-вещественный покров или тело, которое ему нужно для его продвижения через тонкую вещественность. Оно остаётся при нём и в земном бытии как связующее звено с земным телом. Но закон тяготения оказывает своё главное воздействие всегда на самую плотную и грубую часть. Следовательно, в земном бытии на земное тело. Но когда оно умирает и отпадает, тонко-вещественное тело вновь оказывается свободным, и с этого момента как отныне самая грубая часть незащищённо уступает этому закону тяготения.
Если сказано, что дух образует своё тело, то это истинно в отношении тонко-вещественного тела. Внутреннее свойство человека, его пожелания и его настоящее желание полагают основу для этого.
Желание таит силу к формированию тонко-вещественного. Вследствие тяги к низменному или только к земному наслаждению тонко-вещественное тело становится плотным, а вместе с тем тяжёлым и тёмным, ведь исполнение таких пожеланий лежит в грубой вещественности. Таким образом человек сам привязывает себя к грубому земному. Его пожелания тянут за собой и тонко-вещественное тело, это значит, что оно образуется настолько плотным, что по свойству подступает по возможности ближе к земному, в чём одном лишь заложена перспектива соучастия в земных наслаждениях или страстях, коль скоро грубо-вещественное земное тело отпадает. Кто устремлён к этому, тот должен опуститься по закону тяготения.
Но иначе обстоит дело с теми людьми, чьё разумение направлено главным образом на высшее и благородное. Здесь желание автоматически делает тонко-вещественное тело легче, а значит, и светлее, чтобы оно могло приблизиться ко всему, что эти люди считают целью их серьёзных пожеланий! То есть к чистоте светлых вершин.
Выражаясь иными словами: конкретная цель человеческого духа одновременно оснащает тонко-вещественное тело в земном человеке таким образом, чтобы после умирания земного тела он мог устремиться к этой цели, всё равно, какого она рода. Здесь дух действительно образует тело, ибо его желание, будучи духовным, несёт в себе также силу делать тонко-вещественное пригодным для себя. Он никогда не сможет избежать этого естественного развития событий. Так происходит с любым желанием, всё равно, приятно ли это ему или неприятно. И эти формы остаются держаться на нём до тех пор пока он питает их своим желанием и ощущением. Они продвигают или сдерживают его, в зависимости от рода, что подлежит закону тяготения.
Но если он меняет своё желание и ощущение, то вместе с тем тотчас возникают и новые формы, тогда как прежние, которые из-за изменения желания больше не получают никакого питания, должны отмереть и распасться. Тем самым человек меняет и свою судьбу.
Как только вследствие умирания земного тела спадает земное закрепление, отделённое таким образом тонко-вещественное тело либо опускается, либо как пробка взмывает ввысь в тонкой вещественности, которую люди называют потусторонним. Закон тяготения будет точно удерживать его в том месте, которое равно ему по тяжести, так как в этом случае он не сможет продвинуться дальше ни вверх, ни вниз. Здесь он, естественно, также найдёт всё однородное себе или всех единомышленников, потому что равный род требует равной тяжести, равная же тяжесть, само собой разумеется — равный род. Каков был он сам, так ему придётся и страдать либо так он сможет и радоваться среди единомышленников до тех пор, пока внутренне он вновь не изменится, а вместе с ним и его тонко-вещественное тело, которое под воздействием изменившегося веса должно будет вести его дальше вверх или вниз.
Поэтому человеку не следует жаловаться, и ему не нужно благодарить, так как если он высоко вознесён к Свету, то таково его собственное свойство, которое влечёт за собой необходимость вознесения, а если он низвергается вниз во тьму, то к этому его, опять же, принуждает его состояние.
Но у каждого человека есть причина высоко славить Творца за то совершенство, которое заложено в воздействии этих трёх законов. Тем самым человеческий дух безусловно становится неограниченным господином собственной судьбы! Поскольку его действительное желание, то есть неподдельное внутреннее состояние, непременно позволяет ему подняться или опуститься.
Если вы попытаетесь правильно представить себе воздействие, по отдельности и во взаимном сцеплении, то вы найдёте, что в нём заложены в точности отмеренные для каждого награда и наказание, милость или же проклятие, в зависимости от него самого. Это простейшее свершение и во всяком серьёзном желании человека оно являет канат спасения, который никогда не сможет быть разорван и никогда не откажет. Величие такой простоты силой принуждает распознавшего преклонить колени перед грандиозным величием Творца!
В каждом свершении во всех моих высказываниях мы вновь и вновь ясно и отчётливо наталкиваемся на воздействие этих простых законов, чудесную совместную работу которых я ещё должен особо описать.
Человек, знающий эту совместную деятельность, имеет таким образом и лестницу к светлому царству духа, к раю. Но в таком случае он видит и путь вниз во тьму!
Ему даже не нужно шагать самому, его высоко поднимает или же тащит вниз самодействующий механизм, всецело так, как своей внутренней жизнью он настроит для себя этот механизм.
Решение всегда останется за ним, каких путей он готов держаться.
При этом человек не должен позволять насмешникам сбивать себя с толку.
Сомнения и насмешки, если правильно рассмотреть, есть не что иное, как явно выраженные пожелания. Каждый скептик совершенно бессознательно для себя самого выражает то, что он желает, и этим предъявляет взору исследователя своё нутро. Поскольку и в отрицании, в обороне, заложены легко узнаваемые глубоко скрытые пожелания. Какое пренебрежение, какая бедность порой выявляется, это печально или даже возмутительно, ведь как раз из-за этого человек нередко внутренне стаскивает себя вниз глубже всякого несведущего животного. Следует иметь сострадание к людям, но не быть снисходительным, ведь снисходительность означала бы предпочтение инертности серьёзной проверке. Тот, кто ищет серьёзно, должен быть бережлив со снисходительностью, иначе он в конце концов навредит самому себе, не оказав тем самым и помощи другим.
Но с растущим познанием он будет пребывать в ликовании перед чудом этого творения, сознательно воспаряя ввысь к светлым вершинам, которые он вправе называть родиной!