78. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СВОБОДНАЯ ВОЛЯ
Чтобы можно было дать на этот счёт законченную картину, необходимо привлечь много пребывающего за её пределами, что более или менее оказывает своё влияние на главное!
Свободная воля! Это нечто, перед чем останавливаются в раздумьях даже значительные люди, ведь если есть ответственность, то по законам справедливости безусловно должна быть и возможность свободного решения.
Где бы человек ни прислушался, со всех сторон раздаются возгласы: «Где же в людях свободная воля, если в действительности есть провидение, руководство, предопределение, влияние звёзд и карма? Человека толкают, строгают, формируют, хочет он того или нет!».
Серьёзно ищущие с рвением бросаются на всё, что говорит о свободной воле, в совершенно правильном познании, что как раз на этот счёт настоятельно необходимо объяснение. Пока оно отсутствует, человек не может и правильно настроиться, чтобы утвердиться в великом творении как то, чем он действительно является. Если же у него нет правильного настроя по отношению к творению, то ему приходится оставаться в нём чужаком, он будет блуждать, должен будет позволять толкать, строгать и формировать себя, ведь у него отсутствует сознание цели.
Его большой недостаток состоит в том, что он не знает, где, собственно, покоится его свободная воля и как она действует. Это обстоятельство также показывает, что он полностью утратил путь к своей свободной воле, больше не знает, как найти её.
Вход на тропу понимания уже не удаётся различить сквозь насыпь летучего песка. Следы замело. Человек озадаченно бродит кругами, при этом изнуряя себя, пока свежий ветер вновь не расчистит, наконец, путь. Естественно и самоочевидно, что при этом весь летучий песок сначала взовьётся в бешеном вихре и рассеиваясь ещё сможет запорошить глаза многих, кто в жажде продолжает искать открытия пути.
По этой причине каждый должен проявлять большую осторожность, чтобы держать свой взор свободным, пока не развеется и последняя пылинка этого летучего песка. Иначе может случиться так, что он, возможно, и увидит путь, но в лёгком помрачении всё же ступит ногой в сторону, споткнётся, упадёт и ещё утонет, уже имея перед собой путь. —
Неведение, вновь и вновь проявляемое людьми в отношении действительного существования свободной воли, главным образом коренится в отсутствии понимания того, что, собственно, такое свободная воля.
Хотя объяснение заложено уже в самом названии, но, как и везде, люди и здесь за простотой не видят действительно простого, напротив, ищут в ложном месте, а поэтому не могут представить себе свободную волю.
Под волей большее число людей сегодня понимает ту насильственную конструкцию земного мозга, когда привязанный к пространству и времени рассудок задаёт и утверждает то или иное определённое направление мышления и чувств.
Однако это не свободная воля, но связанная земным рассудком воля!
Это смешение, применяемое многими людьми, приводит к великим заблуждениям и возводит стену, делающую невозможным распознание и постижение. А затем человек удивляется, когда обнаруживает при этом пробелы, наталкивается на противоречия и не может внести в это никакой логики.
Свободная воля, которая одна только оказывает столь решающее действие в настоящей жизни, так что она простирается далеко в потусторонний мир, накладывает свою печать на душу и способна формировать её — она совершенно иного рода. Гораздо более великая, чтобы быть столь земной. Поэтому она никак не связана с земным грубо-вещественным телом, а значит, и с мозгом. Она покоится исключительно в самом духе, в душе человека.
Если бы человек вновь и вновь не уступал рассудку неограниченное верховенство, то смотрящая дальше свободная воля его духовного настоящего «я» могла бы предписывать направление рассудочному мозгу исходя из тонких ощущений. Из-за чего связанная воля, безусловно необходимая для выполнения всех земных привязанных к пространству и времени задач, очень часто должна была бы идти иным путём, чем в нынешнем случае.
То, что таким образом и судьба принимает иное направление, легко объяснимо, ведь по причине иначе проложенных путей карма также протягивает иные нити и несёт иное взаимодействие.
Само собой разумеется, это объяснение ещё не может дать правильного понимания свободной воли. Чтобы обозначить цельную картину этого, необходимо знать, как уже действовала свободная воля. А также то, каким образом произошла зачастую столь разносторонняя запутанность уже существующей кармы, которая в своих воздействиях способна настолько скрыть свободу воли, что её существование едва ли или уже вообще нельзя узнать.
Но такое объяснение в свою очередь можно дать только если вернуться к становлению духовного человека в целом, начиная с того момента, когда духовное семя человека в первый раз погружается в тонко-вещественную оболочку на самом внешнем краю вещественности. —
Тогда мы увидим, что человек вовсе не есть то, чем он себя воображает. Никогда не будет у него в кармане безусловного права на блаженство и на личную вечно продолжающуюся жизнь. Выражение «все мы дети Божьи» в понимаемом и мыслимом людьми смысле — ложно! Не всякий человек есть дитя Божье, но только тот, кто развился в него.
Человек был погружён в творение как росток духа. Этот росток несёт в себе всё, чтобы иметь возможность развиться в личностное сознательное дитя Божье. Но при условии, что для этого он раскрывает и развивает соответствующие способности, не позволяя им оскудевать.
Этот процесс велик и грандиозен, и всё же совершенно естественен на каждой ступени свершения. При этом ничто не остаётся вне логического хода становления, ибо логика есть во всей божественной деятельности, ведь она совершенна, а всё совершенное не может быть лишено логики.
Каждый из этих ростков духа несёт в себе равные способности, поскольку они ведь происходят от одного духа, и каждая отдельная из этих способностей таит обетование, исполнение которого безусловно последует, если эта способность достигнет развития. Но только в этом случае! Такова перспектива каждого ростка при посеве. И всё же!…
Сеятель вышел сеять: там, где тончайшее вещественное творение достигает сущностного, там и есть площадь высевания человеческих ростков духа. Искры переходят границу от сущностного и погружаются в девственную почву тончайшей вещественной части творения, как при электрических разрядах грозы. Так, словно творческая рука Святого Духа рассыпает семена в вещественность.
По мере того как посев развивается и медленно созревает урожай многие семена пропадают. Они не всходят, это значит, что они не развивают свои высшие способности, но гниют или засыхают и должны затеряться в вещественном. А те, которые всходят и устремляются ввысь над поверхностью, строго просматриваются при сборе урожая, пустые колосья отделяются от полных колосьев. Затем после жатвы ещё раз тщательно отделяются плевелы от пшеницы.
Такова картина хода становления в общем. Чтобы узнать свободную волю мы должны более подробно проследить настоящий ход становления человека:
Когда духовные искры перескакивают в почву тонко-вещественных ответвлений вещественного творения, вокруг этих искр тотчас смыкается газообразная оболочка из вещества того же рода, что и этот нежнейший регион вещественности. Таким образом, духовный росток человека вступает в творение, которое, как и всё вещественное, подвержено изменению и растворению. Он ещё свободен от кармы и ожидает явлений, которые должны там произойти.
Этих самых внешних ответвлений достигают вибрации мощных переживаний, которые беспрерывно происходят посреди творения во всём становлении и угасании. (*Всё это даётся предварительно в общем обзоре, более детально это будет изложено в более поздних докладах).
Даже если это лишь тончайшие намёки, как лёгкий вздох пронизывающие эту тонкую вещественность, то их всё же достаточно, чтобы пробудить в духовном ростке восприимчивое желание и привлечь его внимание. Он желает «полакомиться» той или иной вибрацией, идёт вслед за ней или, если выразить это иначе, позволяет ей увлечь себя вместе с собой, что равняется позволению притянуть себя.
В этом заложено первое решение ростка духа, имеющего многосторонние запросы, который по своему выбору теперь увлекается в ту или иную сторону. При этом уже завязываются и первые тонкие нити для той ткани, что позднее должна стать ковром его жизни.
Однако же быстро развивающийся росток может использовать каждое мгновение, чтобы отдаться вибрациям иного рода, постоянно и многообразно пересекающим его путь. Как только он предпринимает это, то есть выказывает пожелание, то тем самым изменяет своё направление и идёт вслед вновь выбранному роду или, иначе выражаясь, позволяет ему увлечь себя.
Своим пожеланием он способен как штурвалом менять в потоках курс, когда он ему больше не нравится. Так что он может «пробовать» то тут, то там.
В этих пробах он всё больше и больше созревает, медленно получает способность различать и, наконец, способность выносить суждение, пока в конце концов не последует в определённом направлении, становясь всё более сознательным и уверенным. Его выбор вибраций, которым он готов следовать, не обходится при этом без более глубокого воздействия на него самого.
Это лишь совершенно естественная последовательность — вибрации, в которых росток духа, так сказать, плавает по своему свободному желанию, во взаимодействии влияют на него сообразно их роду.
Сам же росток духа имеет в себе только благородные и чистые способности! Это тот талант, с которым он должен «возрастать» в творении. Если он отдастся благородным вибрациям, то во взаимодействии они приободрят покоящиеся в ростке способности, встряхнут их, укрепят и взрастят, так что со временем они принесут богатые плоды и распространят великие благословения во всём творении. Тем самым такой подрастающий духовный человек становится хорошим распорядителем.
Если же он решится преимущественно на неблагородные вибрации, то со временем они могут настолько сильно повлиять на него, что их род повиснет на нём и окутает собственные чистые способности духовного ростка, заглушит их и не позволит им достичь настоящего пробуждения и расцвета. В конце концов их придётся считать прямо-таки «погребёнными», из-за чего упомянутый человек становится плохим распорядителем вверенного ему таланта.
Итак, сам по себе росток духа не может быть нечистым, поскольку он происходит от чистого и несёт в себе лишь чистоту. Но затем, после его погружения в вещественность, он может загрязнить свою также вещественную оболочку, «пробуя» нечистые вибрации по собственному желанию, то есть через искушение, и тем самым душевно может даже внешне усвоить нечистое, сильно заглушив благородное, из-за чего он получает равным образом нечистые качества в отличие от принесённых с собой унаследованных способностей духа.
Всякая вина и вся карма только вещественны! Они пребывают только в пределах вещественного творения и не иначе! Они также не могут перейти на дух, но только повиснуть на нём. Поэтому очищение от всей вины — возможно.
Это познание ничего не отметает, но только подтверждает всё то, о чём образно говорят религия и церковь. Прежде всего, мы всё больше и больше узнаём великую истину, принесённую Христом человечеству.
Также само собой разумеется, что духовный росток, отяготивший себя нечистым в вещественном, не может с этим бременем вновь возвратиться в духовное, но должен оставаться в вещественном так долго, пока не сбросит этот груз, пока не сможет от него избавиться. При этом он, естественно, всегда должен будет оставаться в том регионе, к которому его принудительно направляет вес его бремени, в чём определяющей является большая или меньшая нечистота.
Если ему не удастся избавиться от этого груза и сбросить его до дня суда, то он не сможет воспарить ввысь, несмотря на всегда сохраняющуюся чистоту духовного ростка, который, однако, из-за разрастания нечистого не смог соответствующим образом раскрыть свои настоящие способности. Нечистое удерживает его своей тяжестью, увлекая вместе с собой в разложение всего вещественного.
Чем более сознательным в своём развитии становится духовный росток, тем больше его внешняя оболочка принимает облик внутреннего своеобразия. Устремляясь либо к благородному, либо к неблагородному, то есть красивому или некрасивому.
Каждый предпринимаемый им поворот образует узел в нитях, тянущихся за ним, которые в случае многих ошибочных путей, при многих метаниях из стороны в сторону в многочисленных петлях, могут стать как сеть, в которой он запутывается, из-за чего он либо погибает в ней, поскольку она удерживает его, либо ему приходится вырываться из неё силой.
Вибрации, которым он отдавался в своём странствии, угощаясь или наслаждаясь, остаются связанными с ним и тянутся за ним как нити; тем самым, однако, они также постоянно отправляют к нему род своих колебаний.
Если он долгое время придерживается одного направления, то расположенные далеко позади нити, как и более близкие, могут действовать с неослабевающей силой. Если же он изменяет свой курс, то из-за пересечения влияние лежащих позади вибраций будет постепенно ослабевать, поскольку сначала они должны пройти через узел, оказывающий на них тормозящее воздействие, ведь связывание уже даёт соединение и сплав с новым инородным направлением.
Так продолжается дальше и дальше. С возрастанием духовного ростка нити становятся плотнее и крепче и образуют карму, последствия которой могут, наконец, обрести такую силу, что это присоединяет к духу ту или иную «склонность», которая в конце концов способна стеснить его свободное решение и задать ему уже заранее определяемое направление. Тем самым свободная воля затмевается и уже не может действовать как таковая.
Итак, изначально свободная воля имеется, и только позднее воля некоторых становится настолько обременена, что уже упомянутым образом подпадает под сильное влияние, так что никакой свободной воли уже быть не может.
При этом всё больше развивающийся таким образом росток духа должен всё ближе подступать к Земле, поскольку мощнейшие вибрации исходят от неё, а он, нацеливаясь всё более сознательно, следует за ними или лучше сказать позволяет им «притягивать» себя, чтобы иметь возможность всё сильнее вкушать тот род, который он выбирает сообразно своим наклонностям. Он хочет перейти от угощения к действительному «вкушению» и «наслаждению».
Вибрации от Земли настолько сильны потому, что здесь добавляется новое, весьма усиливающее нечто: грубо-вещественная телесная сексуальная сила! (*Доклад: «Сексуальная сила в её значении для духовного восхождения»)
У неё есть задача и способность «воспламенить» всё духовное ощущение. Только таким образом дух получает надлежащую связь с вещественным творением, а поэтому только тогда и может быть деятельным в нём с полной силой. В таком случае он охватывает всё необходимое, чтобы обеспечить себе полную действенность в вещественности, чтобы утвердиться в ней во всех отношениях, иметь возможность оказывать проникающее и принуждающее воздействие, быть готовым ко всему, а также иметь от всего защиту.
Отсюда и колоссальные силовые волны, исходящие от переживаний, которые происходят через людей на Земле. Разумеется, они всегда простираются лишь настолько, насколько продолжается вещественное творение, но в нём они вибрируют вплоть до тончайших ответвлений.
Человек на Земле, который был бы духовно высок и благороден, и который поэтому подступал бы к ближним с высокой духовной любовью, оставался бы для них чуждым, не мог бы внутренне приблизиться к ним, если бы его сексуальная сила была исключена. В результате отсутствовал бы мост к пониманию и душевному сопереживанию, а стало быть, была бы пропасть.
Но в тот момент, когда эта духовная любовь вступает в чистую связь с сексуальной силой и воспламеняется ею, исходящий поток обретает для всей вещественности совершенно иную жизнь, она становится в ней по-земному более действительной, и таким образом может оказывать полное и понятное воздействие на земных людей и на всю вещественность. Только тогда она будет воспринята и сопережита ими и сможет нести в творении то благословение, которое должен приносить дух человека.
В этой связи заложено нечто могущественное. И это и есть настоящий смысл, по меньшей мере, главный смысл этого столь загадочного и неизмеримого естественного влечения, чтобы оно позволило духовному в вещественности раскрыться к полной силе воздействия! Без него оно оставалось бы слишком чуждым вещественности, чтобы иметь возможность воздействовать должным образом. Цель зачатия идёт только во вторую очередь. Главное — это свершающийся в человеке вследствие этой связи подъём. Вместе с тем человеческий дух обретает и свою полную силу, своё тепло и жизненность; с этим процессом он, так сказать, становится готовым. Поэтому, однако, только здесь и устанавливается его полная ответственность!
Но в то же время в этой значительной поворотной точке мудрая справедливость Божья даёт человеку не только возможность, но даже естественный порыв к тому, чтобы с лёгкостью стряхнуть с себя всю карму, которой он до той поры обременил свою свободную волю. Таким образом человек может вновь полностью освободить волю, чтобы стать тогда сознательно и могущественно стоящим в творении чадом Божьим, действовать в Его смысле и подниматься в чистых возвышенных ощущениях к тем высотам, куда он вследствие этого будет притянут позже, когда сложит своё грубо-вещественное тело.
Если человек не делает этого, то это его вина, ведь со вступлением сексуальной силы в нём в первую очередь пробуждается могучая сила порыва ввысь к идеальному, прекрасному и чистому. Это всегда отчётливо наблюдается у неиспорченной молодёжи обоих полов. Отсюда и зачастую, к сожалению, лишь высмеиваемая взрослыми мечтательность юных лет, что не следует смешивать с детством.
Отсюда в эти годы и необъяснимые, слегка меланхоличные ощущения, окрашенные в серьёзные тона. Не безосновательны и часы, когда кажется, что юноша или девушка несут всю мировую боль, когда к ним подступает предощущение глубокой серьёзности.
Столь часто встречающееся чувство собственной непонятости также в действительности несёт в себе много истинного. Это периодическое распознание того, что окружающий мир устроен ложно, он не хочет и не может понять священного подхода к чистому высокому полёту и удовлетворяется лишь тогда, когда это столь сильное предостерегающее ощущение в созревающих душах низводится до чего-то более понятного ему «реального» и трезвого, что по его мнению более подходит человечеству и что в своём одностороннем рассудочном разумении он считает единственно нормальным.
Несмотря на это, есть, однако, бесчисленное множество закосневших материалистов, которые в тот же период их бытия в качестве первого напоминания ощущали то же самое и порой даже охотно говорят о первой любви золотых времён, с лёгким оттенком некоторой сентиментальности, даже грусти, бессознательно выражающей некую боль о чём-то утраченном, что нельзя подробно описать.
И в этом они совершенно правы! У них было отнято самое драгоценное либо они сами легкомысленно отбросили это, когда в серой повседневности работы или вследствие насмешек так называемых «друзей» и «подруг», или из-за скверных книг и примеров робко зарыли сокровище, блеск которого всё же вновь порой прорывается в их дальнейшей жизни, на мгновение заставляя неутолённое сердце учащённо биться в необъяснимом трепете загадочной тоски и печали.
И если эти ощущения всегда вновь быстро оттесняются и высмеиваются в горькой насмешке над собой, то всё же они свидетельствуют о наличии этого сокровища, и, к счастью, мало кто мог бы утверждать, что никогда не имел такого рода ощущений. Таких можно лишь оплакивать, ибо они никогда не жили.
Но даже такие испорченные или, скажем так, достойные сожаления, ощущают тоску, если им приходится встретить человека, использовавшего эту силу порыва при правильном настрое, который, следовательно, стал тем самым чист и уже на Земле внутренне возвышен.
Но в случае этих людей воздействием подобной тоски в большинстве случаев сначала становиться невольное распознание собственной низости и упущения, переходящее затем в ненависть, которая может перерасти в слепую ярость. Нередко происходит и так, что уже заметно возвышенный душой человек навлекает на себя ненависть целых масс, в действительности сам не давая на то внешне различимых оснований. Тогда эти массы не знают ничего иного, кроме как кричать: «Распни, распни его!». Отсюда и великая череда мучеников, которой отмечена история человечества.
Причина — дикая боль от того, что они видят у других нечто драгоценное, утраченное ими самими. Боль, которую они распознают лишь как ненависть. У людей, имеющих больше внутреннего тепла, которых удерживали или затягивали в грязь лишь скверные примеры, при встрече с внутренне возвышенным человеком тоска по тому, что не было достигнуто ими самими зачастую высвобождается в безграничной любви и почитании. Где бы ни оказался такой человек, вокруг него есть только «за» или «против». Безразличие там удержаться не может.
Таинственное сияющее очарование неиспорченной девушки или неиспорченного юноши есть не что иное, как сопереживаемый их окружением вследствие сильных вибраций чистый возвышающий порыв пробуждающейся сексуальной силы к высочайшему и благороднейшему в обручении с духовной силой!
Творец тщательно позаботился о том, чтобы с человеком это происходило только в том возрасте, когда он может полностью сознавать свои желания и действия. Тогда настаёт то время, когда в связи с заложенной в нём отныне полнотой силы он может и должен играючи стряхнуть с себя всё лежащее позади. Оно отпало бы даже само, если бы человек сохранил желание добра, к чему его непрестанно влечёт в это время. Тогда он смог бы, как совершенно верно намекают ощущения, без труда подняться на ту ступень, к которой он относится как человек!
Взгляните на грёзы неиспорченной юности! Это не что иное, как ощущение возвышающего порыва, желание вырваться из всей грязи, горячая тоска по идеалу. Но движущее беспокойство — это знак не упустить время, но энергично стряхнуть карму и приступить к восхождению духа.
Поэтому Земля — великий поворотный пункт для человека!
Есть нечто великолепное в том, чтобы стоять в этой сплочённой силе и действовать в ней и с нею! До тех пор пока выбранное человеком направление — благое. Однако нет и ничего более жалкого, чем односторонне расточать эту силу в слепом опьянении чувств, парализуя тем самым свой дух и отнимая у него большую часть возвышающего порыва, который ему так настоятельно необходим для подъёма.
И всё же в большинстве случаев человек упускает это столь драгоценное переходное время, позволяет «знающему» окружению направить себя на ложные пути, удерживающие и, к сожалению, слишком часто даже ведущие его вниз. Из-за этого он не может отбросить привязанные к нему омрачающие вибрации, которые, напротив, лишь получают новый приток сил и тем самым всё больше и больше опутывают его свободную волю, пока он окажется уже не в состоянии распознать её.
Так обстоит дело при первой инкарнации на Земле. При дальнейших становящихся необходимыми инкарнациях человек привносит гораздо более мощную карму. Однако возможность стряхнуть её возвращается каждый раз, и никакая карма не может быть мощнее, чем вступающий в полную силу дух человека, как только через сексуальную силу он получает не имеющую пробелов связь с вещественностью, к которой ведь и относится карма.
Если же человек упустил это время, чтобы стряхнуть свою карму, с чем связано восстановление его свободной воли, если он продолжал запутываться, вероятно, даже глубоко опустился, то всё же ему по-прежнему предлагается могущественный союзник в преодолении кармы и в восхождении. Победитель, величайший из всех, который способен превозмочь всё.
Мудрость Творца привела в вещественности к тому, что указанное время — не единственное, когда человек может найти возможность ускоренной помощи, когда он может найти себя и свою настоящую ценность и даже получает чрезвычайно мощный стимул к этому, так что он обращает на это внимание.
Та волшебная сила, которая в постоянной готовности помочь пребывает в распоряжении любого человека на протяжении всего его земного бытия, которая, однако, происходит из того же соединения сексуальной силы с духовной силой и может привести к погашению кармы — это любовь! Не жаждущая грубо-вещественного любовь, но высокая, чистая любовь, которая не знает и не желает ничего иного, кроме блага любимого человека, которая никогда не думает о себе. Она также относится к вещественному творению и не требует ни отречения, ни аскетизма, но всегда желает для другого только лучшего, тревожится о нём, страдает с ним, но разделяет с ним и радость.
В основе она имеет похожие ощущения тоски по идеалу неиспорченной юности при вступлении сексуальной силы, но она подстёгивает ответственного, то есть зрелого человека к полноте сил всех его способностей, вплоть до героизма, так что сила созидания и борьбы оказывается напряжена до величайшей мощи. Возраст при этом не устанавливает никаких границ! Как только некий человек предоставляет пространство чистой любви, будь то любовь мужчины к женщине или наоборот, будь то любовь к другу или подруге или к родителям, к ребёнку, всё равно, если только она чистая, то в качестве первого дара она приносит возможность погашения всей кармы, которая в таком случае высвобождается ещё лишь чисто «символически» (*Доклад: «Символизм в человеческой судьбе»), к расцвету свободной и сознательной воли, которая может быть направлена только ввысь. Тогда в качестве естественного следствия начинается восхождение, избавление от удерживающих его недостойных цепей.
Первое ощущение, проявляющееся при пробуждении чистой любви — ощущение кажущейся собственной недостойности по отношению к другому, любимому. Иными словами этот процесс можно назвать вступлением скромности и смирения, следовательно, принятием двух великих добродетелей. Затем к этому примыкает порыв оберегая держать руку над другим, чтобы ни с какой стороны с ним не произошло страдания и его путь вёл по цветущим и солнечным тропам. «Желание носить на руках» — не пустая фраза, но она совершенно верно характеризует это восходящее ощущение.
В этом, однако, заложен отказ от собственной личности, великое желание служения, одного лишь которого может быть достаточно, чтобы в краткий срок сбросить всю карму, если это желание сохраняется и не уступает место чисто чувственным влечениям. Наконец, при чистой любви возникает ещё и горячее пожелание совершить для любимого другого нечто действительно великое в благородном смысле, не ранить и не обидеть его ни видом, ни помышлением, ни словом, ни тем более каким-либо некрасивым поступком. Оживает нежнейшая предупредительность.
Тогда следует твёрдо придерживаться этих чистых ощущений и поставить их выше всего прочего. Так никто никогда не пожелает и не сделает чего-то скверного. Он просто не сможет, но наоборот, будет иметь в них наилучшую защиту, величайшую силу, самого благонамеренного советника и помощника.
Поэтому Христос вновь и вновь указывает на всемогущество любви! Только она всё преодолевает, на всё способна. Но всегда лишь при условии, что она не есть лишь земная вожделеющая любовь, несущая в себе ревность и родственные ей пороки.
Тем самым Творец в Своей мудрости бросил в творение спасательный круг, с которым сталкивается каждый человек, и не один лишь раз в земной жизни, чтобы он держался за него и взмывал ввысь!
Эта помощь доступна для всех. Для неё не имеет значения ни возраст, ни пол, ни бедность, ни богатство, ни знатность, ни малость. А потому любовь — это величайший дар Божий! Кто постиг её, тот уверен в спасении из любой нужды и из любых глубин! Он освобождается, а значит, быстрее и легче всего вновь получает незамутнённую свободную волю, ведущую его ввысь.
И даже если бы он пребывал в глубинах, которые должны были бы приводить его в отчаяние, любовь способна со штормовой силой рывком поднять его ввысь к Свету, к Богу, который Сам есть Любовь. Как только в человеке по тому или иному почину пробуждается чистая любовь, тогда у него оказывается и самая прямая связь с Богом, первоисточником всей любви, а вместе с тем и самая сильная помощь. Но если человек обладает всем, но не имеет любви, он всё же будет лишь звенящей медью или звонким бубенчиком, а значит, без тепла, без жизни… ничем!
Если же он находит истинную любовь к кому-либо из своих ближних, стремящуюся лишь к тому, чтобы нести свет и радость другому, любимому человеку, не стягивать его вниз бессмысленным вожделением, но оберегать и поднимать его, тогда он служит ему, не сознавая при этом, собственно, служения, поскольку таким образом он делает себя больше самоотверженным подателем и дарующим. И это служение освобождает его!
Многие здесь скажут себе: «Ведь как раз это я и делаю или, по меньшей мере, порываюсь к этому! Привлекая все средства, я стремлюсь сделать земную жизнь моей жены или семьи лёгкой, предложить им удовольствия, стараюсь добыть так много средств, чтобы они могли позволить себе комфортную, приятную жизнь и были свободны от забот».
Тысячи ударяют себя в грудь, чувствуют себя возвышенными и считают себя кто знает сколь хорошими и благородными. Они ошибаются! Это — не живая любовь! Она не настолько односторонне земная, но в то же время она гораздо сильнее подталкивает к более высокому, благородному, идеальному. Конечно, никто не может безнаказанно, то есть без ущерба, забывать о земных потребностях, он не должен оставлять их без внимания, однако они не должны становиться главным делом мышления и поступков. Над этим парит в величии и силе столь таинственное для многих пожелание действительно быть перед самими собой тем, чем они слывут перед теми, кто их любит.
И это пожелание — правильный путь! Он всегда ведёт только ввысь.
Истинная, чистая любовь не требует ещё более подробного объяснения. Каждый человек совершенно точно чувствует, какова она есть. Зачастую он лишь стремится обмануть на этот счёт самого себя, когда видит при этом свою ошибку и ясно ощущает, насколько на самом деле он ещё далёк от того, чтобы истинно чисто любить. Но тогда он должен собраться, он не вправе колебаться, так чтобы в конце концов отказать, ибо без истинной любви для него больше нет свободной воли!
Как много таким образом людям предложено возможностей собраться и воспарить, но они их не используют. Поэтому жалобы и поиски большинства из них не подлинны! Они вообще не имеют желания, когда им самим следует привнести ради этого нечто, будь то даже лишь малая перестройка их привычек и воззрений. По большей части это ложь, самообман! Бог должен прийти к ним и поднять их к себе, так чтобы им не надо было отказываться от любимого комфорта и поклонения самим себе. Тогда они, пожалуй, и соблаговолили бы пойти с Ним, но не без того чтобы ожидать за это от Бога некой особой благодарности.
Пусть эти трутни идут своими путями к погибели! Они не стоят того, чтобы кто-то утруждался на их счёт. Жалуясь и молясь они вновь и вновь будут проходить мимо предлагающихся возможностей. Но если такой человек всё же ухватится за них однажды, то несомненно лишит их самого благородного украшения — чистоты и самоотверженности, чтобы стащить это самое драгоценное достояние вниз в грязь страсти.
Ищущие и знающие должны в конце концов собраться, чтобы обходить этих людей стороной! Им не следует думать, что они совершают богоугодное дело, если всегда так задёшево разносят Его Слово и Его Святую волю и предлагают их в попытках наставлений, что это почти пробуждает видимость, будто Творец через Своих верующих должен идти и выпрашивать, чтобы расширить круг последователей. Это осквернение — если они предлагаются тем, кто хватается за них грязными руками. Не следует забывать слово, запрещающее «бросать жемчуг перед свиньями».
А ничего другого в таких случаях не бывает. Напрасная трата времени, которое уже нельзя расточать в такой мере не получая в конечном счёте в обратном действии ущерба. Помогать следует только ищущим.
Повсеместно возникающее во многих людях беспокойство, исследования и поиски нахождения свободной воли полностью оправданы и являются признаком того, что время для этого давно пришло. Их укрепляет бессознательное предощущение, что однажды, возможно, для этого станет слишком поздно. Теперь оно поддерживает поиск в постоянном оживлении. Но по большей части всё же напрасно. Большинство людей сегодняшнего дня уже не могут задействовать свободную волю, ведь они слишком глубоко запутались!
Они распродали и разменяли её… ни на что!
Но они не могут сделать Бога ответственным за это, попытки к чему они вновь и вновь предпринимают всеми возможными толкованиями, чтобы отговорить себя от мысли об ожидающей их собственной ответственности, напротив, они должны винить самих себя. И даже если это самообвинение было бы пропитано самой терпкой горечью и тягчайшей болью, оно всё же не могло бы быть достаточно резким, чтобы хоть в какой-то мере уравновесить ценность утраченного блага, которое было бессмысленно подавлено или растрачено.
Но всё же человек ещё может найти путь к возврату утраченного, как только приложит для этого серьёзные усилия. Впрочем, всегда лишь в том случае, если это его пожелание исходит из самой внутренней глубины. Если это пожелание действительно живёт в нём и никогда не тускнеет. Он должен нести заветную потребность в этом. И если ему придётся отвести на это всё своё земное бытие, то при этом он сможет только выиграть, ведь восстановить свободную волю — это достаточно серьёзно и необходимо для человека! Вместо «восстановить» мы также можем сказать «откопать» или «отмыть». Само по себе это точно то же самое.
Но до тех пор, пока человек только размышляет об этом и раздумывает над этим, он ничего не достигнет. В этом случае величайшие старания и настойчивость должны отказать, так как размышляя и раздумывая он никогда не сможет выйти за пределы времени и пространства, то есть туда, где пребывает решение. А поскольку в настоящее время размышления и раздумья считаются главным путём всех изысканий, то нет и никаких перспектив на то, что можно было бы ожидать продвижения, кроме как в чисто земных вещах. Если только люди не изменятся в этом плане от основания.
Используйте время земного бытия! Подумайте о той великой поворотной точке, которая всегда приносит полную ответственность!
По этой причине ребёнок в духовном отношении является ещё малолетним, ведь связь через сексуальную силу между духовным и вещественным в его случае ещё не создана. Только с момента установления этой силы его ощущения достигают такой мощи, что могут решающим, преобразующим и вновь формирующим образом пронизывать вещественное творение, с чем он автоматически принимает на себя полную и совершенную ответственность. До той поры взаимодействие также не столь сильно, ведь способность к ощущению действует гораздо слабее.
Поэтому при первой инкарнации на Земле карма не может быть такой могущественной, самое большое при рождении её вес приходится на то, в каких условиях происходит рождение, чтобы они помогли духу в его земной жизни погасить эту карму, распознав её качества. Большую роль при этом играют точки притяжения однородного. Но всё лишь в слабом виде. По-настоящему мощная и серьёзная карма устанавливается только тогда, когда сексуальная сила в человеке соединяется с его духовной силой, вследствие чего он не только становится полноценным в вещественном, но может и далеко превзойти его во всех отношениях, если соответствующим образом настроится.
До той поры и тьма, и зло не могут напрямую подступиться к человеку. Ребёнок защищён от них пробелом к вещественному. Он как бы изолирован. Недостаёт моста.
Поэтому многим читателям также станет понятнее, почему дети пользуются гораздо большей защитой от зла, что ведь общеизвестно. Но тем же самым путём, образуемым мостом устанавливающейся сексуальной силы, по которому в своей полной мощи может воинственно идти человек, естественно, к нему в состоянии тогда подступиться и всё другое, если он не будет достаточно бдителен. Но это ни в коем случае не может произойти раньше, до того, как он также будет обладать необходимой силой обороны. Ни на мгновение не случится неравенства, которое позволило бы возникнуть извинению.
Таким образом ответственность родителей возрастает до колоссальной! Горе тем, кто отнимает у собственных детей возможность стряхнуть их карму и подняться, неуместными насмешками или ложным воспитанием, или же и вовсе дурным примером, к чему относится и весь карьеризм в самых разных областях. Искушения земной жизни уже так или иначе манят к тому или иному. А поскольку подрастающим людям не разъясняют их настоящее могущество, то они или вообще не применяют их силу, или применяют её слишком мало, или же расточают её самым безответственным образом, если и вовсе не делают её применение неправедным и скверным.
Так неизбежная при неосведомлённости карма устанавливается со всё возрастающей силой, она предпосылает свои излучения, оказывая то или иное влияние согласно той или иной склонности и таким образом ограничивает настоящую свободную волю в решении настолько, что она становится несвободной. Из этого и выходит, что большая часть человечества сегодня уже не может задействовать свободную волю. Оно связало себя, сковало и закрепостило по своей собственной вине.
Как же ребячески и недостойно показывают себя люди, пытаясь отклонить мысль о безусловной ответственности и предпочитая упрекать Творца за несправедливость в этом отношении! Как нелепо звучат заявления, что они и вовсе не имеют собственной свободной воли, но их ведут, толкают, строгают и формируют, без того чтобы они что-то могли с этим поделать.
Если бы они лишь на мгновение пожелали однажды осознать, какую жалкую роль они на самом деле играют с таким поведением. Если бы они, прежде всего, пожелали в конце концов критически рассмотреть самих себя, принимая во внимание данное им могущество, чтобы распознать, как бессмысленно они расточают его на мелочи и ничтожную бренность, как они возвышают мишуру до презренной значимости, чувствуют себя великими в вещах, в которых они всё же должны казаться столь малыми в соотношении с их настоящим предназначением как людей в творении.
Человек сегодняшнего дня словно некто, кому было дано царство и кто предпочитает проматывать своё время с простейшими детскими игрушками!
Вполне очевидно, и не следует ожидать иного, что данные человеку могущественные силы должны сокрушить его, если он не понимает, как управлять ими.
Уже в высочайшей степени пора окончательно пробудиться! Человек должен полностью использовать то время и ту милость, которые даются ему с каждой земной жизнью. Он ещё не подозревает, как настоятельно это необходимо. В тот миг, когда он вновь освободит несвободную сейчас волю, ему поможет всё то, что ныне, как часто кажется — против него. Даже излучения звёзд, которых страшатся столь многие, пребывают здесь лишь затем, чтобы помочь ему. Всё равно, какого они рода.
И каждый может это, даже если карма ещё столь тяжким грузом висит на нём! Даже если излучения звёзд кажутся преимущественно неблагоприятными. Всё это действует неблагоприятно лишь при несвободной воле. Но даже там это лишь видимость, ибо в действительности это всё же для его блага, если он уже не знает, как помочь себе иначе. Тем самым он принуждается к обороне, к пробуждению и бодрости.
Страшиться же излучений звёзд неуместно, ведь сопутствующие явления, воздействующие через них — это всегда лишь текущие нити кармы для данного человека. Излучения звёзд образуют лишь каналы, в которые втягивается вся та карма, которая парит в это время вокруг человека, насколько она по своему роду подходит конкретным однородным излучениям. Следовательно, если излучения звёзд неблагоприятны, то в эти каналы будет включена лишь та парящая неблагоприятная для человека карма, которая точно подходит роду этого излучения, и ничего иного. Так же и с благоприятными излучениями. Направляемая таким образом более собрано, она всегда может оказывать на человека более ощутимое воздействие. Там же, где отсутствует плохая карма, неблагоприятные излучения звёзд не могут оказать и плохого воздействия. Одно неотделимо от другого.
Также и в этом можно вновь узнать великую любовь Творца. Звёзды контролируют или направляют воздействия кармы. А потому плохая карма не может воздействовать беспрерывно, но в промежутках должна давать человеку время перевести дыхание, потому что звёзды излучают попеременно, и дурная карма не может оказывать своё воздействие в периоды благоприятных излучений! Тогда она должна быть приостановлена и ожидать до тех пор, пока вновь не установятся неблагоприятные излучения, так что им оказывается не так легко совершенно подавить человека. Если рядом с дурной кармой человека и не парит добрая карма, воздействующая при благоприятном излучении, то вследствие благоприятного излучения происходит по меньшей мере так, что во времена попадания благоприятного излучения страдания всё же прерываются.
Здесь также одно колесо свершений сцепляется с другим. Одно в строгой последовательности влечёт за собой другое и в то же время контролирует, чтобы не могло случиться никакой нерегулярности. И так продолжается дальше, как в гигантском колёсном механизме. Со всех сторон чётко и точно сцепляются зубья колёс, продвигая всё дальше и подталкивая вперёд к развитию.
А посреди целого стоит человек с вверенной ему неизмеримой властью своим желанием задавать направление этому огромному колёсному механизму. Но всегда лишь для самого себя! Это может вести его вверх или вниз. Только лишь настрой имеет решающее значение для исхода.
Но колёсный механизм творения состоит не из жёсткого материала, напротив, всё это — живые формы и сущности, действующие вместе, создавая ещё более грандиозное впечатление. Однако всё это чудесное прядение служит только тому, чтобы помогать человеку до тех пор, пока он не вклинивает в него, препятствуя, ребячески расточая и ложно применяя, данную ему власть. Он должен, наконец, включиться по-другому, чтобы стать тем, чем он должен быть. Повиноваться в действительности означает не что иное, как понимать! Служить — это помогать. Помогать же означает — господствовать. В краткое время каждый может сделать свою волю свободной, какой она должна быть. И тем самым для него переменится всё, поскольку сначала внутренне переменился он.
Но для тысяч, для сотен тысяч, да, для миллионов людей будет уже слишком поздно, потому что они не желают по-другому. Ведь это естественно, что ложно поставленная сила разбивает машину, которая в ином случае служила бы для совершения благословенной работы.
И когда это разразится, все колеблющиеся внезапно вновь вспомнят о том, что следует молиться, но уже не смогут найти правильный способ для этого, который один лишь мог бы принести помощь. Когда же они распознают отказ, то в отчаянии быстро перейдут к проклятиям и обличительным заявлениям, что никакого Бога не может быть, если Он позволяет такое. Они не захотят верить в железную справедливость, равно как и в то, что им была дана власть ещё своевременно всё изменить. И что им также достаточно часто говорилось об этом.
Однако они с ребяческим упрямством требуют для себя любящего Бога в их смысле, всё извиняющего. Только в этом желают они признавать Его величие! Как же этот Бог по их представлениям должен в таком случае поступить с теми, кто всегда всерьёз искал Его, но как раз за этот поиск был попираем, осмеян и преследуем теми, кто ожидает прощения?
Глупцы, в своей всегда вновь желанной слепоте и глухоте бегущие в погибель, с усердием сами устраивающие свою погибель. Пусть они остаются предоставленными тьме, к которой они в своём всезнайстве настойчиво стремятся. Только в собственном переживании они ещё смогут одуматься. А потому тьма и будет их лучшей школой. Но придёт день, час, когда и для этого пути будет слишком поздно, потому что уже не будет хватать времени, чтобы за окончательным распознанием в переживании ещё отрешиться от тьмы и подняться ввысь. По этой причине настало время, наконец, серьёзно заняться истиной.