107. СЕКСУАЛЬНАЯ СИЛА В ЕЁ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ ДУХОВНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ
Ещё раз я указываю на то, что вся жизнь в творении состоит из двух видов. Осознающего себя и бессознательного. Лишь со становлением сознания формируется также образ и подобие Творца, что мы понимаем под человеческой формой. Формирование идёт равномерно рука об руку со становлением сознания.
В первом подлинном творении, которое как наиболее близкое к созидающему духу также может быть лишь духовным, наряду с созданным сначала сознательным духовным человеком имеется и ещё бессознательное духовное. В этом бессознательном, обладающем теми же свойствами, что и сознательное, естественно, заложен порыв к дальнейшему развитию. Но оно может происходить только в росте к становлению самосознания.
Когда же порыв к становлению сознания в этом духовно-бессознательном возрастает до определённого градуса, то в самом естественном развитии событий наступает процесс, равняющийся земному рождению. Нам достаточно лишь обратить внимание на наше окружение. Здесь грубо-вещественное тело автоматически отталкивает всякий созревший плод. Как у животных и людей. И как всякое дерево сбрасывает свои плоды. Это процесс повторения дальнейшего развития, основные черты которого заложены в первом творении.
Равным образом и там при определённой зрелости бессознательного, имеющего порыв к становлению сознания, автоматически происходит отталкивание, отделение от иного бессознательного, ещё не имеющего этого порыва, называемое также выталкиванием. Эти выталкиваемые таким образом духовно-бессознательные частицы и образуют духовные ростки будущих людей!
Этот процесс должен произойти, поскольку в бессознательном заложена безответственность, тогда как со становлением сознания равномерно созревает ответственность.
Следовательно, это отделение созревающего бессознательного необходимо для духовного, которое в естественном порыве желает развиться в сознательное. Это прогресс, а не регресс!
Поскольку эти живые ростки не могут быть вытолкнуты ввысь к совершенству, то им остаётся только один путь — вниз. Но здесь они вступают в область более тяжеловесного сущностного, не содержащего ничего духовного.
Таким образом стремящийся к становлению сознания духовный росток внезапно оказывается в неоднородном ему, то есть чуждом окружении, а значит, практически неприкрытым. Будучи духовным, он чувствует себя нагим и раскрытым в более плотном сущностном. Если он хочет задержаться в нём или продвигаться дальше, то для него возникает естественная необходимость покрыть себя сущностной оболочкой того же рода, что и его окружение. Иначе он не сможет действовать в нём, равно как и сохраниться. Так что он не только имеет потребность прикрыть свою наготу на пути к познанию, как это образно воспроизводит Библия, но и здесь это — необходимый ход развития.
Росток становящегося человеческого духа теперь естественным путём направляется дальше в вещественность.
Здесь вокруг него ещё раз смыкается необходимая оболочка, имеющая свойство его нового вещественного окружения.
Теперь он стоит на самом внешнем краю тонкой вещественности.
Земля же — это та грубо-вещественная точка, на которой встречается вместе всё, покоящееся в творении. Оно стекается сюда из всех отдельных частей, которые в остальных случаях по причине их самобытности строго разведены. Все нити, все пути идут к Земле, как к сосредоточенной точке встречи. Потоки силы связываясь здесь, а также порождая новые воздействия мощно воспламеняются и выбрасываются во вселенную! Так, как это не происходит ни из какой иной точки вещественности.
На этой Земле вследствие сплочения всех родов творения, чему способствует вещественность, происходят самые горячие переживания. Но эта сплочённость — только всех родов творения, ничего из божественного, ничего от Святого Духа, стоящего над творением и вне его. —
Последние же отголоски этих переживаний на Земле текут навстречу духовному ростку, как только он вступает в тонко-вещественное. Его омывают эти воздействия. Они и есть то, что завлекает его, при этом, однако, помогая пробудить и развить его осознание.
Ещё без привязанности, то есть без вины, он ощущает на этом пороге всей вещественности отголоски вибраций сильных переживаний, разыгрывающихся в становлении и угасании всего вещественного.
При этом у него возникает потребность более близкого распознания. Но как только он формирует в этом отношении некое пожелание, вместе с формированием этого пожелания он добровольно настраивается на те или иные вибрации, будь то добро или зло. Тогда действием закона притяжения однородного он тотчас привлекается более мощным, чем есть у него, однородным. Его влечёт к той точке, где желаемому роду предаются более мощно, чем было его собственное пожелание.
Вместе с такой внутренней потребностью его тонко-вещественная оболочка тотчас уплотняется сообразно этой потребности и закон тяготения заставляет его погружаться дальше вниз.
Но действительное переживание покоящейся в нём потребности ему в конце концов предлагает только грубо-вещественная Земля! — — А потому это подталкивает его к земному рождению, ведь он желает перейти от угощения к наслаждению. Чем сильнее в таком угощении пробуждающегося духа становится пожелание земного наслаждения, тем более плотной образуется и тонко-вещественная оболочка, которую он несёт. А в результате она обретает и большую тяжесть и медленно опускается вниз на земной план, где имеется возможность осуществления пожелания. Но если он достиг этого земного плана, то вместе с тем он созрел и для земного рождения.
При этом всё отчётливее выступает вперёд и закон притяжения однородного. Каждый незавершённый дух в точном соответствии со своим пожеланием или той склонностью, которую он в себе несёт, как магнитом привлекается к месту, где содержание его пожелания реализуется земными людьми. Если, например, он имеет пожелание господствовать, то он вовсе не рождается в обстоятельствах, при которых он сам сможет жить удовлетворением своего пожелания, напротив, он оказывается привлечён человеком, несущим в себе мощную жажду властвовать, который, стало быть, ощущает однородное с ним, и так далее. Тем самым он отчасти уже и искупает ложное или находит счастье в правильном. По меньшей мере у него есть такая возможность.
Из этого процесса выводится ошибочное предположение о наследовании качеств или духовных способностей! Это ложно! Конечно, внешне может так показаться. В действительности же человек не способен передать своим детям ничего от своего живого духа.
Нет никакого духовного наследования!
Ни один человек не в состоянии поделиться и пылинкой своего живого духа!
В этой точке взращивалось заблуждение, которое на многое бросает свою задерживающую и приводящую в замешательство тень. Ни один ребёнок не может благодарить своих родителей за какие-то духовные способности, равно как и упрекать их за недостатки! Это было бы ложно и было бы несправедливостью!
Это чудесное деяние творения ни в коем случае не являет таких пробелов и несовершенства, чтобы допускать произвольные или случайные акты духовного наследования!
Эта исполненная значения сила притяжения всего однородного в случае рождения может исходить как от отца, так и от матери, равно как и от любого человека, находящегося вблизи будущей матери. Поэтому будущая мать должна проявлять осторожность в том, кого ей допускать в своё окружение. При этом следует помнить, что внутренняя интенсивность заложена преимущественно в слабостях, а вовсе не во внешнем характере. Слабости, оказывающие интенсивное притягательное воздействие, ведут к главным моментам внутренних переживаний.
Земное пришествие человека состоит из зачатия, инкарнации и рождения. Инкарнация, то есть вступление души, происходит в середине беременности. Взаимное возрастающее состояние зрелости будущей матери и склоняющейся к инкарнации души приводит ещё и к особой земной связи. Это излучение, которое вызвано обоюдным состоянием зрелости и которое в естественном высвобождении неудержимо устремляется навстречу друг к другу. Это излучение становится всё мощнее, требовательным образом всё крепче сцепляет друг с другом душу и будущую мать, пока, наконец, при определённой степени зрелости развивающегося в утробе матери тела, душа не будет прямо-таки поглощена им.
Этот момент вступления или втягивания естественно приводит и к первым содроганиям маленького тела, проявляющимся в подёргиваниях, называемых первыми движениями ребёнка. При этом в ощущениях будущей матери зачастую настаёт перемена. В зависимости от рода вступившей человеческой души, осчастливливающая либо угнетающая. —
С этим маленьким телом столь далеко продвинувшаяся в развитии человеческая душа принимает теперь и покров грубой вещественности, необходимый для того, чтобы в земной грубой вещественности иметь возможность полностью всё переживать, слышать, видеть и чувствовать, что возможно лишь посредством однородной оболочки той же вещественности или посредством инструмента. Только теперь она может перейти от угощения ко вкушению, а вместе с ним и к оценке. Понятно, что сначала душа должна научиться пользоваться этим новым телом как инструментом, овладеть им.
Таков краткий обзор хода развития человека вплоть до его первого земного рождения.
Потому что уже с давних пор в естественном свершении больше ни одна душа не может прийти на Землю для первой инкарнации, но рождения отведены душам, которые уже прошли по меньшей мере через одну земную жизнь. По этой причине они уже при рождении плотно опутаны разносторонней кармой. Возможность освободиться от неё даёт сексуальная сила.
Душа человека в течение всего детства изолирована оболочкой грубо-вещественного тела от тех потоков, которые стремятся достичь души извне. Всё тёмное, злое, оживляемое земным планом, обнаруживает, что его путь к душе перекрыт грубо-вещественным земным телом. Из-за этого оно не может обрести никакого влияния на ребёнка, не может причинить ему вреда. Однако зло, принесённое воплощённой душой из прежних переживаний, естественно, остаётся с ней и в детстве.
Тело образует эту преграду, пока оно ещё не готово и не созрело. Кажется, будто душа затворилась в замке, при котором поднят разводной мост. В течение этих лет между детской душой и тонко-вещественным творением, в котором живут тонко-вещественные вибрации вины и искупления, существует непреодолимая пропасть.
Так душа, надёжно укрытая в земной оболочке, созревает навстречу ответственности и ожидает момента, когда поднятый разводной мост к настоящей жизни в вещественности будет опущен.
В естественных законах Творец вложил в каждое создание порыв к подражанию вместо свободной воли там, где свободная воля ещё не действует. Его обычно называют «юношеской восприимчивостью». Влечение к подражанию должно подготавливать развитие к земной жизни, пока у животных оно не будет обогащено и поддержано опытом, а у человека не будет в свободной воле возведено духом к уверенному образу действий!
В теле ребёнка инкарнированному в нём духу недостаёт моста излучения, который может быть образован сексуальной силой только ко времени телесной зрелости. Духу недостаёт этого моста для полностью эффективной и по-настоящему действенной деятельности в творении, которая может быть достигнута лишь с не имеющей пробелов возможностью излучения сквозь все рода творения. Ибо только в излучениях заложена жизнь, и только из них и через них происходит движение.
В течение этого времени ребёнок, который может воздействовать на окружающий его мир полностью и без пробелов только из своей сущностной части, но не из духовного ядра, несёт по отношению к законам творения несколько большую ответственность, чем самое высокоразвитое животное.
Между тем молодое тело созревает и постепенно в нём пробуждается сексуальная сила, которая заложена только в грубой вещественности. Она есть тончайший и благороднейший цветок всей грубой вещественности, высочайшее, что может предложить грубо-вещественное творение. В своей тонкости она образует вершину всего грубо-вещественного, то есть земного, которая, как самый внешний живой отголосок вещественности, подходит ближе всего к сущностному. Сексуальная сила — это пульсирующая жизнь вещественности, и одна лишь она может образовать мост к сущностному, которое в свою очередь опосредует дальнейшее продвижение к духовному.
По этой причине пробуждение сексуальной силы в грубо-вещественном теле подобно процессу опускания разводного моста прежде закрытого замка. Вместе с тем обитатель этого замка, то есть человеческая душа, может затем воинственно выступить в полном снаряжении; в той же мере, однако, и к нему могут подступить окружающие этот замок друзья или враги. Эти друзья или враги — это в первую очередь тонко-вещественные потоки доброго или дурного рода, но также и потусторонние, которые только и ждут, когда человек своим пожеланием протянет им руку, вследствие чего они окажутся в состоянии крепко зацепиться и оказать однородное влияние.
Но законы Творца в естественном росте впускают извне вовнутрь только силу, равную той, которая может быть противопоставлена изнутри, так что неравная борьба полностью исключена до тех пор, пока в этом плане нет прегрешения. Ибо всякое неестественное половое влечение, вызванное искусственным раздражением, преждевременно раскрывает эту твердыню замка, вследствие чего ещё не окрепшая в той же мере душа оказывается раскрытой. Она должна уступить натиску штурмующих дурных тонко-вещественных потоков, с которым иначе она безусловно возросла бы.
При нормальном созревании исходя из естественного развития событий по обе стороны всегда могут быть только равные силы. Но решающая при этом — воля обитателя замка, а не осаждающих. Так что с добрым желанием он всегда будет побеждать в тонко-вещественном. То есть в процессах потустороннего мира, который обыкновенный человек не может увидеть, пока он пребывает на Земле, и который всё же тесно и гораздо более живо связан с ним, чем его грубо-вещественное, видимое им окружение.
Если же обитатель замка добровольно, то есть по собственному пожеланию или свободному решению, протягивает руку находящемуся снаружи тонко-вещественному другу или врагу, как и потокам, то дело, естественно, обстоит совсем иначе. Поскольку таким образом он настраивается на определённый род ожидающих снаружи осаждающих, то они с лёгкостью могут развернуть в отношении него десятикратную и стократную силу. Если они добрые, то он получит помощь, благословение. Но если они дурные, то он пожнёт погибель.
В этом свободном выборе приходит в действие собственная свободная воля. Если он решился на это, то он безусловно подвержен последствиям. Тогда для этих последствий его свободная воля исключается. По его собственному выбору к нему привязывается добрая или дурная карма, которой он, само собой разумеется, и будет подвержен до тех пор, пока он внутренне не изменится. —
У сексуальной силы есть задача, а также способность по-земному «воспламенить» всё духовное ощущение души. Только через неё дух может обрести надлежащую связь с совокупной вещественностью, только так и становясь по-земному полноценным. Лишь тогда он сможет охватить всё необходимое, чтобы обеспечить себе полную действенность в этой вещественности, чтобы твёрдо стоять в ней, оказывать проникающее воздействие, иметь защиту и в полном оснащении давать победоносный отпор.
В этой связи заложено нечто могущественное. Это главный смысл этого загадочного, неизмеримого естественного влечения! Оно должно помочь раскрыть духовное в этой вещественности к полной силе воздействия! Без этой сексуальной силы это было бы невозможно из-за недостаточности перехода к оживлению и овладению всей вещественностью. Дух должен был бы оставаться слишком чуждым вещественности, чтобы иметь возможность оказывать в ней правильное воздействие.
С ней же человеческий дух обретает и полноту силы, своё тепло и жизненность. Только с этим процессом он оказывается по-земному готов к борьбе.
Поэтому здесь устанавливается ответственность! Это серьёзный поворотный пункт в бытии каждого человека.
Но мудрая справедливость Творца даёт человеку в этой значимой точке не только возможность, но одновременно и естественный порыв к тому, чтобы легко и без труда стряхнуть всю карму, которой он до той поры обременил свою свободную волю!
Если человек упускает это время, то это его вина. Подумайте однажды об этом: со вступлением сексуальной силы в первую очередь пробуждается могучий порыв ко всему идеальному, прекрасному, чистому! Это можно отчётливо наблюдать у неиспорченной молодёжи обоих полов. Отсюда и зачастую, к сожалению, высмеиваемая взрослыми мечтательность юных лет. Отсюда в эти годы и те необъяснимые, слегка меланхоличные ощущения.
Не безосновательны и часы, когда кажется, что юноше или девушке приходится нести всю мировую боль, когда к ним подступает предощущение глубокой серьёзности.
Столь часто встречающееся чувство собственной непонятости также в действительности несёт в себе много истинного. Это периодическое распознание того, что окружающий мир устроен ложно; он не хочет и не может понять священного подхода к чистому высокому полёту и удовлетворяется только тогда, когда это столь сильное предостерегающее ощущение в созревающих душах низводится до чего-то более понятного ему «реального» и трезвого, что по его мнению более подходит человечеству и что в своём одностороннем рассудочном разумении он считает единственно нормальным.
Таинственное сияющее очарование неиспорченной девушки или неиспорченного юноши есть не что иное, как сопереживаемый их окружением чистый порыв пробуждающейся сексуальной силы к высочайшему и благороднейшему в обручении с духовной силой!
Творец тщательно позаботился о том, чтобы с человеком это происходило только в том возрасте, когда он может полностью осознавать свои желания и действия. Тогда настаёт то время, когда в связи с заложенной в нём отныне полнотой силы он может и должен играючи стряхнуть с себя всё лежащее позади. Оно отпало бы даже само, если бы человек сохранил желание добра, к чему его непрестанно влечёт в это время. Тогда он смог бы, как совершенно верно намекают ощущения, без труда подняться на ту ступень, к которой он относится как человек!
Взгляните на грёзы неиспорченной юности! Это не что иное, как ощущение возвышающего порыва, желание вырваться из всей грязи, горячая тоска по идеалу. Но движущее беспокойство — это знак не упустить время, но энергично стряхнуть карму и приступить к восхождению духа.
Есть нечто великолепное в том, чтобы стоять в этой сплочённой силе и действовать в ней и с нею! Но только до тех пор, пока выбранное человеком направление будет благим. Однако нет и ничего более жалкого, чем односторонне расточать эту силу в слепом опьянении чувств, парализуя тем самым свой дух.
К сожалению, однако, в большинстве случаев человек упускает это столь драгоценное переходное время, позволяет «знающему» окружению направить себя на ложные пути, удерживающие его, а затем ведущие вниз. Из-за этого он не может отбросить привязанные к нему омрачающие вибрации, которые, напротив, лишь получают новый приток однородных им сил и тем самым всё больше и больше опутывают его свободную волю, пока он окажется уже не в состоянии распознать её за всеми этими ненужными зарослями. Как с ползучими растениями, которым здоровый ствол предлагает вначале поддерживающую помощь и которые в конце концов пресекают жизнь ствола, разрастаясь и удушая его.
Если бы человек уделял больше внимания себе и свершениям во всём творении, то никакая карма не могла бы быть мощнее, чем его дух, достигающий полноты силы, как только посредством сексуальной силы он получает не имеющую пробелов связь с вещественностью, к которой ведь и относится карма.
Даже если человек упустил время, если он ещё больше запутался, вероятно, даже глубоко опустился, то всё же ему и дальше предлагается возможность для восхождения: любовь!
Не жаждущая грубо-вещественного любовь, но высокая, чистая любовь, которая не знает и не желает ничего иного, кроме блага любимого человека. Она также относится к вещественности и не требует ни отречения, ни аскетизма, но всегда желает для другого только лучшего. И это желание, которое никогда не думает о себе, даёт также и лучшую защиту от любых посягательств.
Основа любви даже в самом глубоком возрасте человека — это вновь и вновь исполненные тоски по идеалу ощущения неиспорченной юности, испытываемые им при вступлении сексуальной силы. Но показывают они себя иначе: они подстёгивают зрелого человека к полноте силы всех его способностей, и вплоть до героизма. Возраст при этом не устанавливает никаких границ. Сексуальная сила остаётся даже когда низшее половое влечение исключено, ведь сексуальная сила и половое влечение — это не одно.
Как только человек предоставляет пространство чистой любви, будь то любовь мужчины к женщине или наоборот, любовь к другу, подруге, к родителям, к ребёнку, всё равно, если только она чистая, то в качестве первого дара она приносит возможность погашения всей кармы, которая может очень быстро «символически» разрешиться. Она «высыхает», поскольку уже не находит в человеке никакого однородного отклика, никакой пищи. Таким образом он становится свободным! И так начинается восхождение, избавление от удерживающих его недостойных цепей.
Первым при этом пробуждается ощущение кажущейся собственной недостойности по отношению к другому, любимому. Этот процесс можно назвать вступлением скромности и смирения, следовательно, принятием двух великих добродетелей. К этому примыкает порыв оберегая держать руку над другим, чтобы ни с какой стороны с ним не произошло страдания. «Желание носить на руках» — не пустая фраза, но она совершенно верно характеризует это восходящее ощущение. В этом, однако, заложен отказ от собственной личности, великое желание служения, одного лишь которого может быть достаточно, чтобы в краткий срок сбросить всю карму, если это желание сохраняется и не уступает место чисто чувственным влечениям.
Наконец, в случае чистой любви возникает ещё и горячее пожелание совершить для другого, любимого, нечто действительно великое в благородном смысле, не ранить и не обидеть его ни видом, ни помышлением, ни словом, ни тем более каким-либо некрасивым поступком. Оживает нежнейшая предупредительность.
Тогда необходимо твёрдо придерживаться этой чистоты ощущений и поставить её впереди всего прочего. В этом состоянии никто и никогда уже не пожелает и не сделает чего-то скверного. Он просто не сможет, но наоборот, в этих ощущениях он будет иметь наилучшую защиту, величайшую силу, самого благожелательного советника и помощника.
Тем самым Творец в Своей мудрости предоставил спасательный круг, с которым сталкивается каждый человек, и не один лишь раз в земной жизни, чтобы он держался за него и взмывал ввысь!
Помощь доступна для всех. Для неё не имеет значения ни возраст, ни пол, ни бедность, ни богатство, ни знатность, ни малость. А потому любовь — это величайший дар Божий! Кто постиг его, тот уверен в спасении из любой нужды и из любых глубин!
Любовь способна с мощью урагана вознести его к Свету, к Богу, который Сам есть любовь. —
Как только в человеке пробуждается любовь, стремящаяся принести другому свет и радость, не увлечь его вниз нечистым вожделением, но, защищая, поднять ввысь, то он служит ему, не осознавая при этом, собственно, служения, ведь тем самым он делает себя бескорыстно отдающим, радостным дарителем. И это служение освобождает его!
Чтобы найти при этом верный путь, человеку следует всегда учитывать только одно. Над всеми земными людьми парит великое и мощное пожелание: действительно быть перед самими собой тем, чем они слывут перед теми, кто их любит. И это пожелание — правильный путь! Он непосредственно ведёт к вершине.
Людям предоставляется много возможностей собраться и воспарить, но они их не используют.
Человек сегодняшнего дня подобен тому, кому было дано царство, и кто предпочёл расточать своё время на детские игрушки.
Вполне очевидно, и не следует ожидать иного, что данные человеку могущественные силы должны сокрушить его, если он не понимает, как управлять ими.
Так и сексуальная сила должна уничтожить отдельных людей и целые народы там, где злоупотребляют её главной задачей! Цель зачатия стоит только на втором месте.
А какой помощью для каждого человека является сексуальная сила, чтобы он также распознал главную задачу и жил ею!
Подумайте о телесном ощущении стыда! Оно пробуждается одновременно с сексуальной силой и даётся для защиты.
И здесь, как и во всём творении, можно распознать трезвучие, и в нисхождении также всё большее огрубление. Ощущение стыда, первое следствие сексуальной силы, в качестве перехода к половому влечению должно образовывать препятствие тому, чтобы человек на своём уровне не предавался половым занятиям по-животному.
Горе народам, которые не учитывают это!
Сильное ощущение стыда заботится о том, чтобы человек никогда не уступал чувственному опьянению! Оно защищает от страсти, ведь в совершенно естественном развитии событий оно никогда не допустит возможности забыться даже на долю мгновения.
Только насильно, по своей воле человек может оттеснить в сторону этот прекрасный дар, чтобы затем вести себя по-животному! Но такое насильственное вмешательство в миропорядок Творца должно стать его проклятием, ведь ставшая таким образом несвязанной сила телесного полового влечения в своём высвобождении уже неестественна для него.
Когда недостаёт ощущения стыда, человек из господина превращается в батрака, отрывается от своей человеческой ступени и оказывается ещё ниже животного.
Человеку следует помнить, что один лишь сильный стыд предотвращает возможность падения. Тем самым ему даётся мощнейшая защита.
Чем больше стыд, тем благороднее влечение и тем выше духовно стоит человек. Это лучшее мерило его внутренней духовной ценности! Это мерило безошибочно и легко узнаваемо каждым человеком. При удушении или устранении внешнего чувства стыда, одновременно всегда подавляются и более тонкие и ценные душевные качества, а тем самым обесценивается и внутренний человек.
Это безошибочный признак глубокого падения и верного разложения, если под личиной лжи относительно прогресса человечество начинает хотеть «возвыситься» над благодатной во всех отношениях драгоценностью чувства стыда! Будь то под прикрытием спорта, гигиены, моды, воспитания детей или под многими другими подходящими для этого предлогами. Тогда нисхождение и падение больше не остановить, и только величайшего рода ужасы могут привести отдельных людей в чувство.
И всё же земному человеку легко вступить на путь к вершинам.
Ему лишь нужно стать более «естественным». Однако быть естественным — это не значит расхаживать полуголым или бродить босиком в необычной одежде! Быть естественным — значит внимательно учитывать внутренние ощущения и не уклоняться насильно от их предупреждений!
Но, к сожалению, сегодня более половины всех людей уже зашли так далеко, что слишком отупели, чтобы ещё понимать естественные ощущения. Они уже слишком стеснили себя для этого. Вопль страха и ужаса будет концом этого!
Благо тому, кто тогда вновь сможет оживить чувство стыда! Оно будет ему щитом и опорой, когда всё остальное превратится в руины.