154. ДУША СТРАНСТВУЕТ…
В последних двух докладах я объяснил непосредственно связанные с земным бытием человека процессы на уровне средней грубо-вещественности, который знающие о нём до сих пор называли астральным уровнем.
Помимо названных в нём процессов, есть ещё и многие другие, также относящиеся к полю деятельности сущностных. Но поскольку эти виды работы соприкасаются с человеческими душами лишь косвенно, сегодня мы о них ещё умолчим, а прежде возьмём ближайшее: саму человеческую душу в связи с уже объяснённым.
А потому последуйте за мной на кратком участке того пути, которым должна странствовать душа, покинув её земное тело. При этом мы хотим рассмотреть первые шаги.
Мы стоим в средней грубо-вещественности. Перед собой мы видим нити судьбы различных цветов и плотности, о которых мы говорили в прошлых докладах, когда рассматривали деятельность малых сущностных. Всё иное мы исключим, ведь в действительности на этом участке есть не только эти нити, но ещё очень многое протекающее вплотную одно к другому и одно через другое. Всё, вибрируя в строгом порядке согласно законам творения. Но мы не смотрим ни вправо, ни влево, а остаёмся только с этими нитями.
Эти нити, как кажется, протягиваются там лишь в слабом движении, без особой деятельности, потому что это нити, которые были спрядены уже давно. Затем одна из них внезапно начинает содрогаться. Она дрожит и движется всё больше и больше, набухает, насыщается цветом и становится во всём более оживлённой… связанная с этой нитью душа отделилась от земного тела. Она приближается к тому месту, у которого мы ожидаем.
Картина похожа на то, как происходит с пожарным шлангом, в который внезапно поступает вода. При этом можно точно наблюдать путь приближающейся воды, как она всё дальше продвигается в шланге. Таков процесс в случае нитей судьбы, которые приходят в действие, когда душе приходится странствовать по предначертанному ими пути. Излучение духа в этой душе течёт впереди неё и оживляет нить её пути, даже если до сих пор эта нить была лишь слабо деятельной. В этом оживлении возрастает напряжение и более энергично влечёт душу туда, где расположено ближайшее закрепление этой нити.
Это место закрепления изобилует однородными ей нитями, которые, опять же, связаны с душами, ещё обитающими на Земле в грубо-вещественных земных телах. Другие же души уже находятся в этом месте, если они уже покинули Землю и теперь должны вкушать в этой местности плоды, созревшие в деятельности и под присмотром малых сущностных по роду этих нитей, которые действуют подобно семенным прядям.
Формы этих плодов в этой одной местности оказываются совершенно определённого, единого рода. Предположим, что это место зависти, которая ведь очень распространена на Земле и имеет среди земных людей превосходную почву.
Поэтому и площадь закрепления этих нитей также колоссально велика и многогранна. Ландшафт за ландшафтом, города и деревни с соответствующей деятельностью всех видов.
Повсюду, однако, подстерегает отвратительная зависть. Ею пронизано всё. Она приняла гротескные формы, движущиеся и действующие в этих окрестностях. Действующие на все души, привлечённые в эту местность, повышенным, самым ярко выраженным образом, так что души там усиленно переживают на себе то, чем они настойчиво одаривали своих ближних здесь, на Земле.
Мы не будем заниматься отдельными описаниями этих мест, ведь они столь многообразны по роду, что одного твёрдого образа будет недостаточно, чтобы дать хотя бы тень представления об этом. Однако выражение «отвратительно» — это мягкое и в высшей степени приукрашивающее их обозначение.
Сюда ведёт нить, которую мы наблюдали и которую мы внезапно увидели более подвижной, более насыщенной цветом и бодрой вследствие приближения покинувшей Землю души.
По мере того, как душа теперь движется к самой этой местности, то и там, в совершенно определённом месте, где прочно закреплена нить, всё постепенно становится более подвижным и полноцветным, назовём это более живым. Всё вспыхивает.
Это оживление, однако, совершенно бессознательно исходит от духа этой души, оно происходит через её излучения, даже если эта душа, как бывает в большинстве случаев, проходит путь ещё с закрытыми глазами. Затем она пробуждается в местности и на месте там, где при её приближении её излучения только что сделали их более живыми, ведь это плоды той нити или же, вероятно, различных нитей, которая или которые связаны именно с этой душой, потому что были порождены ею.
Этим оживлением, происходящем в собственном излучении данной души, обитающий в этой душе дух накладывает на своё новое окружение, уже ожидающее этого, отпечаток определённой собственноличной ноты, который всегда иной, нежели у других душ. Таким образом, для каждой души это всегда, так сказать, совершенно определённый особый мир, хотя всё переплетено одно с другим, а также взаимно досаждает вплоть до пресыщения, и всё можно рассматривать как один единый, большой, общий уровень.
Отсюда следует, что и переживания, которые столь многие души имеют в этих местах в одно и тоже время и получают в основном в одинаковой форме, будут тем не менее переживаться и проживаться каждой отдельной душой всегда только в её собственном роде, относящемся к ней одной! Так что каждая душа получит от этого совершенно иное впечатление, чем другие души, которым придётся переживать с ней одно и то же. Да, более того, она будет и видеть это иначе, чем другая или третья душа, имеющие перед собой ту же картину.
Представьте себе это. Душа пробуждается в такой местности. Эта местность или этот уровень имеет совершенно определённый образ в его формировании и во всём, что в нём движется. Процессы в нём также можно назвать единообразными, ведь они также остаются подверженными единым великим законам и в них оказывают воздействие.
Рассматриваемая нами душа видит, что другие уже находящиеся там или пришедшие туда после неё души переживают то же самое, что вынуждена переживать и она сама. Но она видит это применительно к себе и другим во вполне определённом только её собственном роде и проживает это соответственно.
Из этого нельзя делать вывод, что и другие души видят и переживают всё точно так же как и эта названная нами душа, ибо это не так, напротив, каждая из этих душ видит и переживает в соответствии с её собственным личным родом, совершенно иначе, чем другие! Они по-разному видят процессы, равно как цвета и ландшафты.
Это происходит потому, что излучение собственного духа придаёт там окружению и личностное выражение, относящееся только к этому особому духу, следовательно, оживляет его согласно своему роду. В первый момент это может показаться вам очень странным.
Но, возможно, я могу привести некие, разумеется, более тяжеловесные аналогии из тяжёлой земной вещественности, которые дадут вам предощущение этого для более лёгкого понимания.
Рассмотрим двух людей, допустим, они посещают красивый парк. Редко случается так, что и тот и другой вместе без особой договорённости назовут одно и то же место в нём самым красивым, даже если они бродят по парку рядом друг с другом. Каждый найдёт для себя прекрасным нечто иное. Один, вероятно, вообще ничего, но скажет лишь из любезности, предпочитая дикий лес ухоженности.
В таком случае от этого просто отмахиваются, ссылаясь на то, что одному не по «вкусу» то, что другой называет красивым. В этом, однако, заложена определённая истина. Просто «вкусы» одного движутся в ином направлении! А потому и картина кажется ему иной, чем его спутнику.
В распознании картины, в роде того, как человек видит её, решающим будет чисто личный вкус или направление вкусов того, кто наблюдает, а не наблюдаемая картина или ландшафт. Один переживает это иначе, чем другой.
То, что проявляется здесь столь тяжеловесным образом, в легкоподвижных слоях вещественности является более живым и проникновенным. И происходит так, что одно и то же место с одними и теми же процессами вызывает различные переживания отдельных душ, в зависимости от их собственного рода.
Но здесь мы можем углубиться дальше.
Возьмём, опять же, в качестве примера двух людей. В юности им показывают некий цвет и при этом объясняют, что этот цвет — синий. Впоследствии каждый из этих двух людей всегда считает синим этот увиденный им совершенно определённый цвет. Это, однако, не доказывает, что этот определённый цвет оба и видят одинаковым образом! Наоборот. В действительности каждый видит этот цвет, называемый им синим, иначе, чем другой. Даже здесь, уже в грубо-вещественном теле!
Даже если вы тщательно изучите грубо-вещественные глаза и обнаружите, что они совершенно однородны по их свойствам, то эта одинаковость свойств не является решающей в определении рода видения цветов. В это вносит вклад и мозг, а кроме того, главное — личный род самого человеческого духа.
Я попытаюсь расширить объяснение далее. Остановимся на случае с синим. При этом вы сами представляете совершенно определённый цвет, который когда-то был назван вам синим со всеми его градациями. И если ваш ближний, обученный таким же образом, на ваш вопрос об этом среди всех цветов также всегда выберет тот цвет, который вы сами называете синим, то это не будет доказательством того, что он видит этот цвет, который и он называет синим, точно так же как и вы!
Ведь для него как раз этот совершенно определённый род — синий. Вы не знаете, как он выглядит для него в действительности. Естественно, он должен и будет считать синим всё то, что имеет этот цвет, видимый и называемый им так; так и белый цвет он называл бы чёрным, если изначально он был бы для него так обозначен. Он всегда будет говорить «синий», имея в виду определённый цвет, который вы также называете синим. Но несмотря на это, он видит его не в том же роде, что и вы!
Не иначе и со звуком. К примеру, определённый слышимый вами тон для вас есть «Е». Для каждого! Потому что он научился слышать его как таковой и обозначать его так. Самими устами он также будет формировать его таким образом. Но всегда в соответствии с его собственным чувством, которое, естественно, всегда будет давать ему тот же самый тон, который и вы принимаете за «E». Но это вовсе не говорит о том, что он и действительно слышит его так, как слышите его вы. Напротив, в действительности он слышит его всегда лишь по роду своего духа, иначе, чем его ближний.
Теперь я подхожу к тому, что я хочу этим объяснить. Сам по себе цвет твёрдо установлен в творении, каждый отдельный — неизменен, как и звук. Но переживание этого цвета и звука у каждого человека будет иным, соответствующим его собственному роду. Это не единообразно!
А к переживанию относится и видение, будь оно грубо-вещественным в различных его родах либо тонко-вещественным, сущностным или духовным. Как с цветом и звуком, так обстоит дело и с формой.
Каждый из вас воспринимает окружение иначе, видит и слышит его иначе, чем ближний. Вы просто привыкли к тому, чтобы находить для этого единые обозначения, которым, однако, недостаёт живого! Тем самым вы втиснули подвижное в твёрдые формы и думаете, что с этими твёрдыми формами вашего языка для вас должно застыть и всё движение в творении!
Это не так. Каждый человек живёт и переживает в полном соответствии с его собственным родом! Таким образом, и рай он будет когда-то видеть и распознавать иначе, чем его ближний.
И всё же, если один обозначит его образ так, как он его видит, то затем и другие тотчас распознают и увидят в этом образе правду того, что сами они пережили как рай, ведь и этот образ они опять же увидят согласно своему собственному роду, а не так, как созерцал его тот, кто передал это как образ.
Само явление всегда то же самое, лишь видение человеческих духов различно. Цвет есть цвет, но человеческими духами он воспринимается различным образом. Звук есть звук, а форма есть форма, во всём творении вполне определённого рода; но отдельные человеческие духи переживают их по-разному, всегда иначе, в соответствии с их зрелостью и их родом.
Ведь случается так, что человек может внезапно пережить весну и всё пробуждение в природе совершенно иначе, чем это происходило десятилетиями до того, как если бы он никогда ещё правильно не наблюдал её и не «наслаждался» ею. Это встречается особенно в том случае, если человеку приходится предпринять тот или иной решительный поворот, позволяющий ему внутренне созреть!
Природа и весна уже всегда были такими, он, однако, изменился, и в соответствии со своей зрелостью он переживает их иначе!
Всё зависит только от него самого. И так обстоит дело со всем творением. Меняетесь вы, люди, а не творение! А потому у вас мог бы быть и рай уже здесь, на Земле, если бы вы своей зрелостью соответствовали этому. Творение может оставаться тем же самым, но вы, и вновь и вновь лишь вы должны меняться, чтобы увидеть его по-другому, а значит, пережить его по-другому. Ведь видение, слух и чувство относятся к переживанию, они есть часть его.
Так и происходит, что мир созерцается и переживается человеческими духами в миллионах различий. Но эти различия привносятся одними лишь людьми, так как само творение имеет совершенно простые сами по себе, всегда повторяющиеся основные формы, которые образуются, созревают и распадаются по одному единому закону, чтобы вновь возникнуть заново в тех же самых формах. Всё действительное — просто, но люди переживают эту простоту в многотысячном разнообразии.
С этим знанием вы уже подступаете ближе к процессу того, что бывает с душой, когда она отделяется от тяжёлой земной вещественности. Как она устроена в себе, таким образом она и переживает так называемое потустороннее, ведь своим собственным излучением она оживляет те формы, которые должны быть связаны с ней, оживляет их в её собственном роде, в котором они должны проявляться во всей полноте!
Тот факт, что при этом она может достичь познания, правильным или ложным было то, что она себе таким образом устроила, то есть по какому пути она пошла, остаётся отдельным особым актом милости. Одним из тех, которые Творец вплёл во всё, чтобы у борющейся души всегда был якорь спасения, во всех местах и во все времена, чтобы вновь подняться из смятения и при действительно добром желании и своевременном распознании не пропасть.
Многогранная ценность необходимости всего того, что есть в творении, даже при величайшем беспорядке, вызванном людьми, всегда хоть каким-то одним образом даёт возможность нового восхождения. Распознает ли душа эти возможности, использует ли их, это только её дело. Спасательный круг есть! Ей нужно лишь ухватиться за него с добрым желанием, чтобы подняться с ним ввысь. —
Итак, с изменением своего внутреннего рода человек видит, что и всё переменилось, как говорят народные уста. Но это не только расхожее выражение, человек при этом и в действительности, на самом деле видит всё иначе. Вместе с внутренней переменой в определённой степени меняется его зрение и слух, ибо видит, слышит и чувствует — дух, соответствующими инструментами на отдельных разнообразных уровнях, а не грубо-вещественные или тонко-вещественные глаза сами по себе. Если меняется дух, то вместе с ним изменяется и род видения, а тем самым и род переживания. Инструменты не играют при этом никакой роли, они — лишь посредники.
Излучение духа воспринимает сопротивление, которое оно встречает, и направляет его обратно к духу в своего рода взаимодействии. В этой тяжёлой грубо-вещественности такое обратное проведение проходит через созданные для этого грубо-вещественные органы, такие как глаза, уши, мозг. При этом мозг — это сборный пункт опосредования всех подчинённых органов.
Позднее мы ещё поговорим об этом более подробно.
Сегодня я лишь пытаюсь прояснить для вас, что род впечатлений из внешнего мира, то есть окружения, зависит от самого конкретного духа! По этой причине одна и та же форма всегда по-разному действует на отдельного наблюдателя, даже если он осознаёт её красоту. И если человек видит определённую форму иначе, чем его ближний, то при зарисовке этой увиденной первым формы у другого должен возникнуть точно такой же образ, как и сама эта форма.
Ведь в этой точке всё вновь должно сойтись в одно, так как отличается лишь видение, а не фактическая форма.
Для всякой формы люди создали себе единые обозначения. Едины одни лишь их обозначения, но не род распознания или видения!
В этом вы также до сих пор шли ложно в своих воззрениях. Но теперь, если вы будете стремиться приблизиться к опыту в так называемом потустороннем исходя из этих по-новому показанных вам пунктов, многое станет для вас гораздо яснее. Вам будет легче понять многое, когда я пойду дальше в моих объяснениях, и многие загадки прояснятся.
Показанное вам объясняет и то, что двое или больше медиумически предрасположенных людей совершенно по-разному видят, слышат и передают одно и то же явление, и никто не вправе их за это упрекнуть, ведь они видят это в соответствии со своим родом, а потому всегда иначе, чем другие. Но при этом само явление, о котором идёт речь — лишь одного совершенно определённого рода. И лишь тот, кто в знании законов божественной воли в творении научится учитывать эти процессы, сумеет также с точностью обнаружить и связь между различными сообщениями, узнавая при этом правильное, как оно действительно есть.
Вы же пытаетесь втиснуть творение и самих себя в жёсткие, устоявшиеся формы, посредством языка, которым вы изъясняетесь. Вам это никогда не удастся, ведь творение подвижно, как и ваша внутренняя жизнь. Тем не менее когда вы стремитесь размышлять об этом, вы мыслите твёрдо сформированными словами вашего языка!
Только обдумайте, насколько это бессмысленно. Твёрдых форм языка никогда не будет достаточно, чтобы правильно передать подвижное!
И здесь преградой для вас вновь является рассудок, который может действовать только в совершенно определённых словах и способен воспринимать также лишь совершенно определённые слова. В этом вы видите, насколько вы сковали и закрепостили себя, представляя рассудок высшим для человека, тогда как он пригоден и применим лишь для тяжёлой грубой вещественности этой Земли. И даже в этом случае лишь в ограниченной мере, не для всего. Так постепенно вы увидите, насколько жалки в действительности люди рассудка.
По этой причине я ведь уже часто призывал вас к тому, чтобы вы стремились воспринимать моё Слово так чтобы при чтении вы видели перед собой его образы! Ведь понять его вы можете только в образах, а не в жалких словах этих земных людей, которые я вынужден использовать, чтобы сказать вам об этом.
В словах вы никогда не научитесь понимать творение, как и то, что есть в вас, ибо всё это подвижно и должно оставаться таковым, тогда как слова лишь втискивают всё в твёрдые, жёсткие формы. А это невозможно, совершенно напрасные усилия во всём и для всего, что подвижно. В словах вы никогда не достигнете понимания этого!
Но как только душа слагает с себя всю земную тяжесть этого земного тела, она вступает в подвижность творения. Она втягивается в постоянное волнение и бурление и при этом гораздо более подвижно переживает своё окружение, часто сменяющееся по причине ожидающих каждую душу погашений, к которым её влечёт через оживление всех связанных с ней нитей.
И всё это вновь во взаимодействии. Когда душа удаляется от земного тела, когда она стремится прочь от него и позволяет ему отпасть, то есть больше не излучает через него, её излучения, которые по мере её освобождения ещё и укрепляются, направляются тогда в их полной силе только в одном направлении, к средней грубо-вещественности, к ближайшему закреплению нитей судьбы.
Вследствие этого они получают гораздо более мощное оживление, вызываемое излучением души, направленным теперь от неё в одну сторону, а в этом оживлении укрепляется и их способность к притяжению, которая в обратном действии затрагивает связанную душу и притягивает её ещё резче. Всё это — самодействующие, вполне закономерные, а значит, совершенно естественные процессы, которые вам также будет легко понять, если вы попытаетесь вдуматься в них.
Таким образом, душу увлекают по её пути узы, которые она сама оживляет своими излучениями, которых она не может ни сдержать, ни избежать. И в этом отношении она идёт навстречу своему очищению или же своей погибели. Всё вновь и вновь через саму себя. Сущностные лишь формируют и выстраивают в соответствии с законом. Оживление форм и их приведение в действие устраивают себе сами души посредством их излучений. А по роду этих излучений столь разнообразно оживлённые формы оказывают затем и более или менее сильное обратное действие на душу.
Здесь также применимы слова: «Как в лесу аукнется, так и откликнется». В данном случае так: каковы будут излучения в формах, так они в соответствии с этим будут оживать и действовать. Во всём этом заложена великая закономерная простота и непоколебимая справедливость! —
Описываемое мной здесь касается только лишь человеческого духа, ибо это связано с деятельностью свободной воли. С сущностными дело обстоит иначе! —
Пусть эти процессы оживут перед вашими глазами. Приложите к этому усилия, потому что это стоит усилий и во взаимодействии принесёт вам богатую награду. Тем самым вы в свою очередь станете знающими в некоей части этого творения. —
То, что я описал вам, это был прежний ход событий. Теперь же приходит словно луч молнии из Света! Божественная сила внезапно и ошеломляюще поражает нити судьбы всех земных людей, а также всех душ, пребывающих на уровнях вторичного творения.
Таким образом теперь всё непосредственно и неожиданно достигает окончательного высвобождения! Сущностные получают новое подкрепление до неслыханной мощи. В своей деятельности они обращаются против всех людей, которые своим поведением до сих пор принуждали их к тому, чтобы повинуясь закону творения формировать неприглядное. Но сейчас Божья сила оказывается превыше всего человеческого желания во всём творении; Божья воля, которая допускает формирование только чистого, доброго и прекрасного и уничтожающая всё иное!
Божья сила уже проникла и во вторичное творение, чтобы теперь действовать здесь самой, и все сущностные, поддерживаемые этой высшей силой, радостно и гордо, стремительно вмешиваются в бесчисленные петли прядения всех нитей судьбы людей, чтобы в ликовании подвести их к их концу!
Повинуясь велению Света, они разрывают те нити, которые лишь слабо закреплены в духовном, так что души остаются полностью оторванными от Света, когда тёмные нити резко возвращаются к их зачинщикам со всем, что с ними связано!
Но и разрыв этих нитей также происходит совершенно закономерным образом, в чём решающим является род самого человека, ведь сущностные не действуют произвольно.
Теперь божественная сила Света молниеносно проникает во все нити! Те нити, которые по роду устремлённости к Свету несут в себе соответствующее подобие и из-за действительно сильного желания тех, кто связан с этими нитями, оказываются также достаточно мощными, чтобы вынести внезапное проникновение этой непривычной силы Света, достигают тем самым прочности и бодрости, так что связанные с ними человеческие души в мощном притяжении взмывают ввысь из опасностей тьмы, а значит, и из опасности быть втянутыми в разложение.
Слабые же нити света, порождённые лишь слабым желанием, не могут выдержать внезапного колоссального давления божественной силы, они опаляются и в этом случае отделяются сущностными помощниками, в результате чего те, кто был связан с ними, оказываются оставленными тьме. Причина этого естественного свершения — их собственная теплохладность, которая не смогла породить достаточно прочные и крепкие нити.
Таким образом, во всяком свершении вы найдёте только справедливость! Поэтому предвещено, что теплохладные будут извержены, как это буквально и совершается таким образом из Света.
Все сущностные помощники, великие и малые, становятся теперь свободными от того, чтобы во исполнение закона им приходилось под принуждением злого или ложного человеческого желания формировать тёмное. И одновременно с этим все сущностные ещё и притягиваются обратно из отделённой тьмы, силой Света, к которому они в ликующей радости тесно примыкают, чтобы теперь формировать и поддерживать желаемое Светом. При этом они укрепляются в новой силе, чтобы вместе со всем творением вибрировать в бушующем аккорде, среди разливающегося Божьего Света!
Хвала Богу, сеющему только любовь! Любовь и в законе уничтожения тьмы!