Август Манц
СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО
Этот ставший знаменитым лозунг был сформирован Великой французской революцией. Это был девиз мощного движения, которое опрокидывало всё старое, обещая человечеству бесконечное блаженство на Земле, как казалось, решая вековую проблему человечества, проблему совместной жизни в обществе, в семье и народе. Ибо угнетённый человек отныне должен был наслаждаться свободой, свободой от принуждения и оков всякого рода. Каждому должно было быть позволено жить так, как он хочет. И впредь уже не должно было быть никаких сословных или родовых различий, никто не должен был находиться в подчинении у других. Все люди должны были быть равны, пользоваться равными правами. А всё человечество, как венец нового состояния, должно было быть охвачено объединяющими узами братской любви. Было бы это идеальным состоянием? Революционеры того времени верили в это и надеялись, насколько они были идеально настроены, и достичь этой цели. Однако ход свершений уже тогда отчётливо показал, что выдвигаемые таким образом требования были бессмысленны, что их претворение в действительность невозможно и что они должны разбиться как о гранитную скалу о силу фактов жизни и законов творения, обнаруживая тем самым их внутреннюю пустотность.
Но хотя история Французской революции уже научила, что этот девиз означал бессмысленную утопию, всё же он вновь и вновь преследовал умы неясных энтузиастов, позволивших себе соблазниться внешним сиянием этих фраз, не распознавая исполненного тьмы внутреннего, истинного лица этого искушения Люцифера.
Во Франции того времени за слабыми попытками претворить эти идеи в действительность последовало господство террора кровожадных тиранов. А затем и военное господство, которое устанавливало порядок силой и принуждением, вызывая время сбивающих всё с толку, всеразрушающих войн.
Но как мало человечество учится на воздействиях божественных законов, дающих о себе знать в таких событиях.
Конечно, исследователи истории вовсе не могли прояснить все связи, которые, собственно, выявляли эти могущественные свершения, не зная божественных законов, открытых нам в Послании Грааля. А правители и руководители народов, конечно, были не в состоянии сделать правильные выводы и извлечь уроки из истории революции, поскольку рассматривали всё только с точки зрения рассудка.
Но поскольку именно эта проблема имеет большое значение для человечества, и в своём ложном толковании прежних времён ещё и сегодня находит приверженцев, мне кажется уместным высветить эту дьявольскую паутину лжи фальшивых и искажённых воззрений.
Творцы этой фразы во Франции в ту пору упразднили христианство и поклонились богине разума, в заблуждении зайдя даже так далеко, что преклонялись перед обнажённой женщиной как перед богиней в церкви Нотр-Дам в Париже. Разве мы уже не распознаём здесь источник всего зла — вводящий в заблуждение человеческий рассудок, который даже во всей внешней форме был возведён здесь до божественного существа, и который был и должен быть виновен во всём том скверном, что принесли с собой воздействия этого девиза? Уже одно это могло бы предоставить окончательное доказательство, что выдвинутые требования ложны и вводят в заблуждение, ведь мы знаем, как следует оценивать рассудок и его деятельность.
Но я хотел бы выявить это и в деталях. Ибо это ещё раз покажет нам, как Послание Грааля посредством его духовных требований вмешивается в повседневную жизнь всех людей, а значит, и в жизнь народов, то есть во все человеческие отношения и государственные связи. Требуемое духовное преобразование сделает возможным формирование этих отношений и связей согласно божественным, природным законам и, путём этого претворения в жизнь Божьей воли создаст на Земле поистине блаженное состояние. Так в результате должны возникнуть условия, при которых каждый отдельный человек будет созидать вместе с божественными законами и добровольно включаться в их деятельность, а также облагораживать и возвышать жизнь целого.
Даже простое размышление показывает, что свобода и равенство, понимаемые в земном человеческом смысле, логически исключают друг друга. Ужасная ирония заключается в том, что лозунг разума таким образом по природе вещей неразумен. Свобода во всех областях, как её хотели дать отцы этой мысли, приводит порывистых людей, руководствующихся вводящим в заблуждение рассудком, к свирепой борьбе всех против всех. А эта борьба в силу естественной необходимости приводит к неравенству людей. Ибо при неограниченном выборе средств, какой обеспечивает свобода, сильнейший должен одержать верх над слабым, опытный — над неопытным, быстро схватывающий — над степенным, бесцеремонный, беспечный — над ответственным, осмотрительным. А это в дальнейшем, без сомнения, ведёт в результате к материальному и социальному неравенству — во всех земных делах.
Но если бы, наоборот, равенство всех было принудительно введено государственным постановлением, примерно так, как это пытается сделать большевизм в России, то где тогда осталась бы желаемая свобода? Она стала бы фантомом, пустой фразой. Разве уже из этого сопоставления не проясняется для нас приманка Люцифера, который таким образом вверг развитие человечества в замешательство и разорение?
Но продолжим наблюдать! Человечество, как оно развивалось до сих пор, не может правильно применить безусловную свободу ни в одной области. Ведь опыт отчётливо показал это уже в ту пору. И он показывает это вновь по-новому, где бы ни предпринимались такие попытки, будь то в малом, в воспитании, в семье, или в большом, в народе, в государстве.
Человек, который в ходе тысячелетий утратил контакт со своим духовным домом, ощущения которого были похоронены, внутренний голос которого умолк, всегда будет злоупотреблять свободой. Поэтому она представляет собой колоссальную опасность для общего. Она вырождается в разнузданность, в произвол, в потворство себе, что увлекает человека всё дальше вниз, на путь греха, и в конечном итоге приводит его к духовному уничтожению. Где в браке, в семье каждый делает только то, что хочет, где он, как извинительно выражаются, пользуется правом свободной личности или, правильнее говоря, злоупотребляет им, не считаясь с людьми, с которыми живёт, там уже невозможна никакая гармония, никакая мирная совместная жизнь. Противоположности должны сталкиваться друг с другом. Ведь человек, думающий только о том, чтобы пользоваться своей свободой и делать только то, что ему подходит, что доставляет ему радость, может претворять это в действительность только за счёт счастья свободного бытия другой части. Поэтому вместо желанного блаженства во взаимодействии происходит как раз обратное: раздор, рознь, несчастье.
И как в браке и семье, так обстоит дело и в обществе, и в государстве, и в жизни народов и государств между собой. Свобода изживать себя во всей полноте по-своему всегда должна вести к ущемлению, к причинению ущерба, более того, к земному порабощению или уничтожению тех, за чей счёт только и реализуется этот мнимый идеал. Где же тут остаётся обещанное блаженство всех? Ни тот, за чей счёт изживают во всей полноте свободу, не становится причастным к ней, ни тот, кто таким образом злоупотребляет свободой, из-за неизбежного взаимодействия, воздающего подобным за подобное. Что посеешь, то приходится и пожинать.
Чему учит нас в этом отношении Сын Человеческий, который возвещает истину во всём? Также и Он возвещает и требует свободы! Но при этом имеется в виду совершенно иной род свободы.
«Станьте духовно свободными! Разорвите все узы, удерживающие вас», — так провозглашается нам в докладе «Живите». И далее: «Пробудитесь, люди, от свинцового сна! Распознайте недостойное бремя, которое вы несёте, которое несказанным гнётом отягощает миллионы людей. Сбросьте его! Стоит ли его нести? Ни единой секунды!».
«Что оно таит? Пустые плевелы, трепеща разлетающиеся перед дуновением истины. Вы расточили время и силы ни на что. А потому разорвите оковы, удерживающие вас, освободитесь, наконец!».
«Человек, который внутренне остаётся связанным, будет вечно рабом, даже пребывая царём».
Следовательно, человек должен обрести свободу в духовной области. Ему надлежит освободиться от всех оков, которые препятствуют его духовному восхождению. Неважно, идёт ли речь о подавлении совести конфессиональными догмами, желающими связать свободный человеческий дух и поработить обитающую в человеке искру Божью, или о ложном господстве собственного рассудка, которому человек до сих пор подчинялся, вместо того чтобы, наоборот, господствовать над ним исходя из своих ощущений. Внутренне человек должен освободиться от всего чуждого и навязываемого ему, от принятых убеждений и опыта других. И если он действительно будет свободен от всего этого, тогда он сможет найти путь к Свету, который он сам должен открыть и пройти им в полной независимости своего мышления и образа действий. Такая свобода и есть действительная свобода. А в дальнейшем развитии духовного восхождения она ведёт и к истинному счастью.
Таким образом, Сын Человеческий показывает нам, что путь к земному счастью и правильной совместной жизни как отдельных людей, так и народов достижим совершенно иным образом, нежели полагают ослеплённые провозвестники безусловной свободы. Не через земную развязность, но вследствие внутреннего освобождения, преобразующего человека во всём его бытии, в его чувствах и в его стремлениях, вновь возвращающего его к истоку его вступления в грубую вещественность, где он слушался только своих ощущений и находился в тесном контакте с тонко-вещественным, сущностным и духовным миром. Очищенный и избавленный таким образом человек, само собой разумеется, совершенно иначе оформляет и свою совместную жизнь в семье и в обществе и вследствие этого делает действительно возможным то блаженство, которое только смутно парит перед поборниками абсолютной земной свободы, но остаётся для них недостижимым. А поскольку государство состоит из отдельных личностей, его род и его устремления также полностью изменятся, когда эти отдельные личности — граждане государства — сами изменятся и перестроятся. Таким образом, везде, в том числе и в государстве, и в отношениях между народами, присутствуют условия для истинного счастья, если люди действительно, без остатка и в правильном смысле исполняют требование Сына Человеческого сделать себя духовно свободными.
И Послание Грааля несёт людям ещё больше. Оно выразительно предостерегает от этой столь восхваляемой внешней земной свободы от всего принуждения и всей предупредительности и вновь и вновь в деталях указывает на пагубные следствия, которые в силу естественной необходимости неизбежно влекут за собой нежелание принимать во внимание это предупреждение. При этом одновременно оно провозглашает, как должны быть правильно оформлены отношения между людьми и народами. Так, в докладе «Живите настоящим» Сын Человеческий предостерегает нас от вкушения и наслаждения каждым мгновением в легкомыслии и бессмысленном увлечении, к чему в естественном следствии приводит ложно понимаемое понятие свободы. Впрочем, с другой стороны, Он показывает нам, что верное толкование требования «Живите настоящим» приводит к вкушению каждой минуты, но внутреннему, а не поверхностному и внешнему. И к этому человека может привести опять же только настоящая внутренняя свобода.
Опустошительные следствия неверно истолкованного понятия свободы особенно подчёркиваются в докладе «Нравственность». Здесь раскрывается, насколько ложны и пагубны в действительности разрушение всех барьеров и освобождение от последних остатков установок, порицаемых как устаревшие; избавление от внешнего и внутреннего чувства стыда. Предполагается, что таким образом достигается свободная, самостоятельная человечность. А происходит прямо противоположное! «Величайшая эпидемия, которая когда-либо затрагивала человечество, отравление всякого высшего ощущения в человеке» — таков результат. Всё человечество вовлекается в отравленный водоворот порочности; полный упадок вместо ожидаемого человеческого счастья оказывается неизбежным. Здесь может помочь только насильственное вмешательство, основательная операция, которая всякую опухоль удаляет острым ножом и бросает в огонь. То есть не безграничная свобода — но принуждение суда, который приносит Сын Человеческий. Тогда и совместная жизнь людей будет оформлена правильно и богоугодно, на основе чистых помышлений и образа действий благородных людей.
И Сын Человеческий также показывает нам, насколько ложное и пагубное воздействие оказывает безграничная бесцеремонность, которая, из-за этого превратного идеала свободы равным образом часто побуждает людей и народы преследовать свои эгоистические цели за счёт других. Право личности, самосохранение и самозащита — так гласят те предлоги, которые выдвигает человек, чтобы оправдать свои действия. Однако напрасно, он совершенно не может защититься от следствий ни по эту сторону, ни в потустороннем, поскольку к нему привязаны неразрывные нити кармы. Его отношения в браке и семье будут дисгармоничными, а государства не избегут окончательного краха, вызванного его поведением.
Но там, где отношения между отдельными людьми регулируются в соответствии с Божьей волей, где нет господства необузданной свободы и произвола, где нет бесцеремонности, где вместо этого радостное самопожертвование становится чем-то само собой разумеющимся, там следом будут гармония, мир и блаженство.
Но отказ от безграничного произвола и бесцеремонности поставит и отношения между народами на совершенно иное, благоприятное и плодотворное основание, этим создавая мир и счастье на всей Земле.
Вот нечто об истинной и ложной свободе.
А теперь давайте рассмотрим, как обстоят дела со столь многообещающим требованием равенства. При этом мы должны исходить из той предпосылки, что это всеобщее равенство или, по меньшей мере, стремление к нему реализуется при отказе от требования безусловной свободы. Ведь иначе оно с самого начала было бы невозможно. Но может ли оно быть претворено в действительность даже в этом случае? Без сомнения, в определённых отношениях люди в их совместной жизни могут быть поставлены наравне. Прежде всего, это касается равенства перед законом. Далее, равенства в отношении некоторых гражданских функций, например, избирательного права, гражданского брака, начального образования и подобного. Но даже там, везде только до определённой степени, поскольку реализация полного равенства должна потерпеть неудачу из-за фактического неравенства людей. И это неравенство людей есть нечто вполне естественное, фактор, который просто невозможно преодолеть, невозможно устранить. Он всегда и везде будет давать о себе знать и будет безусловно и всегда препятствовать реализации абсолютного равенства. А значит, и претворению в действительность перспективы довольства и блаженства, которые должны быть результатом равенства.
Здесь не следует говорить, что революционные деятели, выкрикивающие это требование равенства в качестве приманки, всегда исключают себя лично из общего уравнивания, а также что они упускают из виду или же не говорят о том, что равные права должны в первую очередь соответствовать равным обязанностям. Так что их приверженцы должны быть разочарованы, когда выяснится, что им всё же придётся требовать этих обязанностей.
Отметим только, что догматы Церкви, познавая фактическую неосуществимость земного равенства всех людей перед лицом факта их земного неравенства, утвердили положение веры о том, что все люди равны перед Богом, не достигнув при этом довольства и счастья среди людей.
А теперь рассмотрим, что говорит нам Послание Грааля об этом вопросе равенства.
Исходящие из духовного царства ростки духа равны, они происходят от одного духа, и каждый несёт в себе равные способности. Но с развитием ростка духа в ходе его странствия через все царства и уровни вниз вплоть до его вступления в грубую вещественность в качестве инкарнированной человеческой души уже устанавливается неравенство, которое в дальнейшем становится всё более резко выраженным. Ведь у ростка духа, наделённого свободной волей, есть выбор — позволить увлечь себя в ту или иную сторону, отдаться тем или иным вибрациям. Эти вибрации могут быть, а также есть, благородные или неблагородные, в зависимости от его пожелания. И так естественным образом в развитии возникает неравенство. Поэтому зрелость отдельных ростков духа, а затем и людей оказывается различной. В дальнейшем ходе инкарнаций обременение кармой отдельных людей, естественно, тоже будет различным, и так неравенство духовной зрелости будет становиться всё больше.
Отсюда также видно, что утверждение о том, что все люди — дети Божьи, а потому равны перед Богом, совершенно ложно. Ибо не каждый человек — дитя Божье, но лишь тот, кто развился в него. Однако возможность развиться в него изначально есть у каждого ростка духа. Он может развиться в личностное сознательное дитя Божье *(см. также доклад Абдрушина № 29 «Кастовый дух, сущность общества»); но он должен открыть и взрастить соответствующие способности к этому и не позволить им оскудеть. Иначе он утратит саму эту возможность и устремится навстречу погибели.
Таким образом, факт духовного неравенства в зрелости людей определён. А значит, без промедления сама собой отпадает возможность добиться равенства силой.
Более подробно эта мысль среди прочего раскрывается в докладе «Идеальные люди». Здесь Сын Человеческий обозначает людей с идеально-коммунистическими мыслями как вредителей человечества, ведь их претворение в действительность привносит лишь нездоровье. Здание, которое они хотят возвести, — образно говоря, — было бы искажённым и неустойчивым, потому что основа, люди, совершенно не подходит для него, ибо нельзя вызвать равномерную зрелость всех людей на Земле. Всегда и во все времена будет господствовать большое различие в уровне конкретной зрелости, поскольку люди были и остаются духовно полностью индивидуальными личностями.
Но неравенство условий, внешних обстоятельств, что так часто ощущается как несправедливость, которая должна быть уравновешена, перестанет вызывать недовольство, когда люди однажды правильно постигнут учение Послания Грааля о карме и её погашении; тогда они распознают, что это неравенство необходимо, что оно, напротив, способствует возможности погашения кармы — как мы уже рассматривали более подробно в докладе «Погашение кармы»* (Доклад Манца. № 8). Но это закладывает основу решения социального вопроса, который так сильно накаляет все нравы в наше время. Так и здесь Послание Грааля приносит довольство и счастье там, где прежние человеческие устремления полностью провалились и ничего не достигли.
А теперь нам ещё остаётся затронуть третье требование — братство. Это требование собственно покрывается заповедью о любви к ближнему, которую мы подробно обсуждали совсем недавно *(Доклад Манца № 9 и № 10.). Поэтому сегодня я, пожалуй, могу довольствоваться несколькими указаниями.
История всех времён учит нас, что это требование братства фактически не выполнялось людьми, какую бы страницу мы ни раскрыли. Христианство также до сих пор было не в состоянии правильно исполнить это требование.
Также и здесь только Послание Грааля указывает нам правильный путь. Любовь, в сочетании с правильной строгостью, решает эту проблему в смысле Божьей воли.
Если в заключение мы ещё раз кратко окинем взглядом всё рассмотрение вопроса, чтобы извлечь из этого уроки для нашего собственного духовного восхождения, то главным требованием перед нашим духовным взором останется Слово Сына Человеческого:
«Станьте духовно свободными».
В нём — основа любого духовного восхождения. Ибо оно ведёт нас к должному познанию и позволяет нам распознать Свет, который несёт нам Послание Грааля.
Аминь
* * * * * * *
Все права защищены, в частности, на воспроизведение и перевод!
Опубликовано «Der Ruf» G.m.b.H., Мюнхен.